П. ОПРОС НАСЕЛЕНИЯ
1. А. К. БУТАЕВ КОНТАКТЫ С МЕСТНЫМ НАСЕЛЕНИЕМ. (На основании опыта поисковых работ в республиках Северного Кавказа)
Необходимо
сказать несколько слов об обычаях и правилах хорошего тона при работе с
местным населением. К сожалению, многое было потеряно из-за незнания
именно специфических тонкостей в общении с местным населением.
Народы тех
районов, где приходится работать экспедициям, отличаются необычным
радушием и гостеприимством. Появление гостя — своего рода маленький
праздник. Помнить также, что, пребывая подолгу в отрыве от близких,
жители кошар рады возможности узнать новости, рассказать что-то и
послушать рассказ, скрасить однообразие жизни и работы в горах. Такие
встречи часто являются предпосылкой для дальнейших, порою многолетних,
дружеских взаимоотношений.
Первый и основной
закон—НЕ ПРОХОДИТЕ МИМО! Одна из самых распространенных ошибок: "Нас не
представили, мы не знакомы”. Это не объяснение, это годится для города,
где ты за день встречаешь 100 тысяч человек. Простое "Здравствуйте!” и
рукопожатие будут приятны человеку. Пройти и не поздороваться — обида
тяжелая. Не обязательно, конечно, бежать с одного края ущелья на другой,
чтобы пожать руку. Достаточно помахать рукой и вы выполнили свой долг.
Кстати, о
рукопожатиях. Помните, что с человеком, старшим по возрасту, или с тем,
кому вы хотите выразить признательность и уважение, надо здороваться
двумя руками. Если перед вами группа людей, начните здороваться со
старшего. Не здоровайтесь сидя, встать обязательно.
Не стоит пытаться запомнить приветствие на местном языке и применять его: неправильное применение выглядит несерьезно.
Второе.
В "своем доме” будьте настоящим хозяином. Вас не затруднит выйти на
20—30 метров навстречу приближающемуся гостю или немного проводить его.
Предложите ему хотя бы кружку чаю, или сигареты. Не следует в
мусульманских районах угощать колбасой. Старики свинину не едят, да и
многие молодые тоже. Но не надо нарочно прятать ее, этим вы только
подчеркнете разногласие с другом.
Гостю — лучшее место в вашем "доме”, особенно старшему по возрасту. И подождите садиться сами, гость заметит это и оценит.
Третье.
Если гость не один, постарайтесь определить старшего. Как правило, у
местных жителей совершенно четкая иерархия и, в основном, все беседы и
разговоры ведутся между старшими по возрасту и по рангу. Молодые лишь
участвуют в нем.
Четвертое.
Самое главное в горах — взаимопомощь, пусть даже в ущерб себе. Если вы
можете помочь хоть в самом малом — помогите. Но не обещайте того, чего
заведомо сделать не в силах. В то же время не расписывайтесь сразу в
своем бессилии. Лучше сказать: "Попробую, может получится”, и потом
извиниться. Тем самым вы выскажете искре нее желание помочь.
Пятое.
Поменьше стесняйтесь и ломайтесь. Городские расшаркивания и реверансы
здесь порой неуместны, особенно когда вас приглашают к столу. Гость в
первую голову должен быть сыт и напоен.
Главный вывод
от всего сказанного: от того, как вы будете вести себя при контактах с
местным населением, во многом зависит успех всего дела. Не забывайте об
этом и постарайтесь не допускать ошибок.
2. Доктор Ж. И. КОФМАН. ОБ ОПРОСЕ НАСЕЛЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМЕ РЕЛИКТОВЫХ ГОМИНОИДОВ
Опрос населения — ведущий методологический инструмент в ориентации полевых поисков.
На первом этапе
исследования нового района сбор сведений о реликтовых гоминоидах среди
местных жителей играет главную роль в оценке перспективности этого
района.
В последующем,
при условии долговременного пребывания исследователя в районе,
накопленные сотнями из опросного материала сведения позволяют,
выстраиваясь в статистически и биологически достоверные ряды, получить
достаточно полное морфологическое, экологическое отображение данной
популяции искомого вида. Наконец, поступление очень свежих сведений
позволяет сузить и конкретизировать место поиска и получить, если не сам
экземпляр, то вещественные его характеристики (отпечатки стоп, рук,
экскременты, поеды и т. д.),
Таким образом,
роль опроса очень велика. Вместе с тем, она и чрезвычайно ответственна:
ведь от результатов зачастую зависит вся программа действий.
Между тем,
провести опрос так, чтобы полученные данные оказались действительно
достоверными, очень сложная задача, требующая большого опыта, такта,
великолепного знания психологии местного населения, его верований,
обычаев, традиций, искренне сердечного к нему отношения, огромного
терпения и времени.
Большинство
народов, населяющих те пространства, где встречаются реликтовые
гоминоиды, проповедуют ислам, буддизм, ламаизм или сохранили древнее
преклонение перед силами природы.
Для всех этих
народов необычная природа реликтового гоминоида ("Не человек, не зверь”)
предопределяет безусловную его принадлежность к теогоническому миру,
закрытому для человека, темному и тревожному.
Почти всюду
реликтовый гоминоид табуирован и находится под защитой глубоко
заложенных запретов: религиозных, национальных и даже семейных.
О нем не
положено, а то и не дозволено, говорить даже между близкими. Кстати, по
представлениям многих, он может жестоко наказать болтуна, выдавшего его
существование.
Разумеется,
эти запреты особенно категоричны в отношении "чужих”, тем более
мимолетных прохожих. Вот почему туристы — последняя категория людей,
которым можно поручить "попутно узнать, нет ли там чего”.
Беда не в том,
что их данные окажутся отрицательными причем, не в том смысле, когда
отрицательный результат полезен, и даже не в том, что возможность
обитания реликтовых гоминоидов в данном районе останется неопределенной.
Беда в том, что они насторожат население и после их прохода опытным
исследователям будет много труднее, а то и невозможно установить истину.
Существуют и
другие причины нежелания местного жителя касаться темы "алмасты”.
Существо это, неимоверно грязное, похотливое, вороватое, зловонное,
поедающее падаль, испражнения, пресмыкающихся, вызывает отвращение
крестьянина, горца, особенно мусульманина, у которого алиментарная и
телесная чистоплотность возведены в ранг требования религии.
Алмасты — не
предмет разговора для людей, столь дорожащих чувством собственного
достоинства. Рассказывать об этом гостю — непристойность. Но и
любопытство гостя может оказаться оскорбительным для хозяина.
Помнится
приветливый старец, к которому местный учитель привел двух "московских
ученых”. Когда выяснился предмет их интереса, старик побагровел: "Не
дело это — про алмасты расспрашивать"— сказал он обиженно.
Не приходится уточнять, что такого рода беседы очень сложно вести исследовательницам.
Вывод из вышеизложенного — опрос населения могут вести только стационарные группы и далеко не все члены этих групп.
На
ходу вести опрос абсолютно нельзя — это больше, чем просьба к
туристской братии! Тем не менее, могут возникнуть ситуации, когда такая
возможность появляется, например, при сложившихся приятельских
отношениях между парнями, местными и визитерами.
Наконец, опрос,
как указывалось вначале, необходимый элемент нашей работы. Приступить к
нему следует только в спокойной обстановке, когда ни одна из сторон
никуда не торопится, когда установились непринужденные отношения и
взаимная симпатия. Обычно, и лучше всего, это происходит после окончания
рабочего дня в кошарах, охотничьих заимках, на отгонных пастбищах или
дома, в селении. Кстати, домашняя обстановка — не лучшая. Нередко
случается, что очевидец скрыл от близких свое наблюдение. Очень часто
расхрабрившегося было мужа повелительно одергивает жена, более суеверная
и опасающаяся за благополучие семьи. Идеал — разговор один на один.
Способ, который
вы примените, чтобы после 2—3 часов болтовни на самые различные темы
перейти к интересующей вас, приходится выбирать из сотен в зависимости
от возраста, уровня образованности, характера, ума вашего собеседника.
Не смущаться
тем, что опрашиваемый начнет с категорического заявления, что алмасты не
существует, это — басня, выдуманная стариками. Люди молодые очень
опасаются, если они расскажут о своем наблюдении, быть заподозренными в
"отсталости”, "темности”, "некультурности”; в других случаях собеседник
надеется таким заявлением избавиться от дальнейших расспросов.
Благоприятное впечатление производит ссылка на известных опрашиваемому уважаемых людей из местных, уже давших вам информацию.
Человек будет
польщен, если вы обратитесь к нему как бы за помощью, за консультацией
("Вот, люди что-то рассказывают про какого-то не то обезьяну, не то
черта, не пойму. Вот ты много знаешь, мудрый, скажи — верить им?”).
Иногда уместно
прибегнуть к небольшому обману. После того, как вы долго разбирали всех
зверей местной фауны, вы просите объяснить "следы, какие-то непонятные,
такие-сякие”, которые вы, якобы, видели несколько дней назад там-то.
"Что бы это могло быть?”
Если вам
обязательно надо исторгнуть из все отрицающего собеседника важные
сведения, которыми он располагает — вам это заведомо известно — можно
прибегнуть к "провокации”: с невинным видом вы рассказываете, как "один
человек” недавно вам поведал о своем наблюдении волосатого человека.
"Глаза зеленые, нос крючком, на ногах волос нет”. Редко кто из
простодушных чабанов выдерживает такую беспардонную картину, "Кто это
тебе сказал, что глаза зеленые?!”
Нужно иметь в
виду, что переданные даже из вторых уст рассказы о встрече с реликтовыми
гоминоидами уже, как правило, содержат неточности. Обязательно дойти до
первоисточника.
Мне
посчастливилось присутствовать при "зарождении легенды”. Переводчик
вдохновенно, на моих глазах добавлял детали, притом мало правдоподобные,
к рассказу очевидца, который, как я чувствовала (и это подтвердилось)
этого не говорил! "Вай! Так ведь интереснее!”— оправдывал он себя потом.
При наличии нескольких очевидцев одного эпизода следует опросить их всех порознь.
Несколько советов о самом опросе:
1) Когда
рассказчик приступит к своему повествованию, слушать до конца, не
перебивая. Обычно рассказ лаконичен и краток (очень большой рассказ с
множеством деталей должен насторожить). Вопросы задавать только по
окончании рассказа. Иначе рассказчик сбивается, теряет мысль, да и
настроение.
2) Напротив, если рассказ ведется через переводчика, требовать перевода чepeз несколько
фраз, перебивая, к сожалению, повествование. Иначе, после получасовой
беседы, переводчик в нескольких словах "резюмирует” сказанное, сведя его
к тому, что ему лично понравилось.
3) Вопросы
не должны быть наводящими, что, кстати, бывает иногда нелегко. Не
следует выражать своего отношения к рассказу. Явно неожиданные моменты
не должны вызывать никаких реплик, одобрительных или осуждающих
высказываний и восклицаний.
4) Важно
выяснить, что очевидец видел, наблюдал сам во время встречи с "алмасты”
и что в его рассказе может оказаться навеянным тем, что он прежде знал и
слышал от других лиц.
5) По возможности — опрашивать очевидца на месте "происшествия”.
6) Тщательно проверить источники осведомленности рассказчика.
7) При наличии подозрения в том, что он говорит неправду, опрос вести с максимальной детализацией второстепенных обстоятельств.
В ходе опроса должны быть получены ответы на следующие вопросы:
А. Вопросы, связанные с наблюдением рассказчика:
- Место встречи (указать точно).
- Год
- Месяц (хотя бы время года)
- Время дня
5. Обстоятельства встречи. Условия наблюдения (видимость, расстояние)
"Алмасты”, внешний вид:
- Рост
- Пол (далеко не всегда может быть определен)
8. Форма головы, лицо, глаза (разрез, посадка, цвет), лоб, нос, уши, рот, губы, зубы подбородок
9. Общее сходство лица: с человеческим, с обезьяньим
10. Длина и форма конечностей, пальцев, ногтей
11. Шерсть: цвет, длина, густота. Кожа: вид, цвет в необволошеннных местах
- Грудные железы у самок
- Были ли на нем следы одежды, старые тряпки, шкуры
- Запах (ощущался ли)
"Алмасты”, поведение:
- Чем был занят, когда произошла встреча
- Как вел себя во время встречи
- Походка
- Видел ли очевидец его следы, описание их
В. Сведения, которыми может располагать собеседник:
Чем питается "алмасты” (растительность, мелкие звери, рыба, лягушки, яйца птиц и т. д.;
как проводит зиму; живут ли семьями, в одиночку;
продолжительность жизни;
что известно о детенышах, о миграциях, о взаимоотношениях с дикими и домашними животными.)
Не слыхал ли о случаях нахождения трупа.
Не знает ли о пещерах с костями, похожими на человеческие.
Кем, по мнению рассказчика, является "алмасты”: человеком, зверем или представителем нечистой силы.
Оформление протокола опроса.
1.
Беседа должна быть тщательно записана. Не всегда это удается сделать тут
же. Вид извлеченной записной книжки может испугать рассказчика. Однако,
если рассказ длинен и изобилует меткими характеристиками, образными
выражениями, которые хочется сохранить дословно, можно сказать: "Ты
очень интересно рассказываешь, все, что ты говоришь, очень важно для
науки. Можно, я запишу, как ты говоришь, я боюсь забыть”. Обычно
польщенный рассказчик позволяет записать при нем.
2. Реален такой прием: вы слушаете рассказчика лицом к нему, а ваш помощник, не привлекая к себе внимания, ведет запись.
3. Хуже обстоит дело с фамилией, именем, возрастом рассказчика.
Часто он боится себя назвать ("А зачем тебе?”). Однако имя, возраст,
место жительства, образование, род занятий легко узнать в ходе беседы.
Фамилию же приходится узнавать как бы невзначай или от других лиц по
окончании беседы.
- Если по
той или иной причине рассказ не записан на месте, его следует записать
немедленно, как только представится возможность, но обязательно в тот же
день.
- Протокол
по стилю изложения должен максимально приближаться к слогу
опрашиваемого. Отдельные характерные выражения опрашиваемого,
специальные термины, встречающиеся в рассказе, необходимо записывать
дословно.
Нельзя записывать такие слова и выражения, которые не употреблял рассказчик и которые ему непонятны.
6. Запись должна вестись от первого лица: "Я шел... я слышал”.
Оформление записи набело:
Сообщение №
а) Фамилия, имя, отчество (рассказчика), возраст, национальность, профессия, партийность, место жительства.
б) Рассказ
в) Вопросы и ответы
г) После
записи должно стоять: дата и место записи, фамилия, инициалы
записавшего. При наличии нескольких слушателей записать в алфавитном
порядке.
Использование результатов опросов
Собранные протоколы опросов не должны лежать мертвым капиталом у исследователей. Содержащаяся в них информация — о морфологии, биологии, поведенческих черт вида, о географии встреч, их сезонности и т. д.— только
тогда приобретает значение, теоретическое и практическое, когда она
выстраивается в статистически достоверные ряды. Поэтому она должна
поступать в общий фонд, откуда исследователь имеет в свою очередь
возможность черпать нужные ему сведения. Следует направить по одной,
хотя бы, копии собранных протоколов в адрес Объединения Криптозоологов.
Здесь они составляются в сборники "Информационные материалы”
периодически выпускаемые машинописным текстом. Таких сборников
составлено уже восемь. Идет подборка материалов для следующих сборников. |