Испоконвековвсемутому, чтоненаходилологического объяснения, приписывалисьмистическиесвойства. Так, например, древниеобожествлялиСолнцеисчитали, чтооно всвоейбольшойладьесовершаетежедневныепутешествияпо небу. Идажетеперь, спустянескольковековпослеописания Коперникомгелиоцентрическойсистемы, существуютлюди, сомневающиесявеёистинности—причинатомунезнание
элементарныхзаконовфизики. Поистинеудивительно, что ввекразвитияинформационныхтехнологийиквантовойфизики неуделяетсядолжноевниманиепросвещению- средства массовойинформациивпоискахсенсацийзачастуюприбегают
кмистификациивполнеобъяснимыхявленийипроцессов. Этастатья, надеемся, восполнитнекоторыепробелы.
Относительно недавно широкое развитие
получила цифровая фотография: технологии совершенствуются, выпускаются
новые модели как профессионального, так и люб и] «лье ко га классов, цепы на технику снижаются, и в результате многие могут без
проблем позволить себе приобретение цифрового
фотоаппарата. Ассортимент последних на
рынке огромен — от дешевых бюджетных
моделей С ограниченными функциями до
дорогих профессиональных фотокамер с
большим арсеналом качественной сменной
оптики. В результате в последнее
время растёт класс так называемой
«бытовой» съёмки — современные
бюджетные модели устроены так, что любому человеку, не знакомому с принципами
фотографии, удастся сделать снимки,
благо функционал камеры позволяет это
осуществить одним нажатием на
кнопку. О качестве таких снимков
здесь речь идти не будет -речь же
пойдёт о следующем.
Иногда на снимках обнаруживаются объекты (1), которые визуально во время съёмки не наблюдались.
1)
Нечто, увиденное«глазом»фотоаппарата2) Пределы фокусного расстояния объектива
и пределы диафрагменного числа объектива
Какие только мнения
не выдвигались относительно их природы: одни утверждают, будтобы
цифровые фотоаппараты фиксируют души умерших, другие приписывают эти объекты полтергейсту, третьи живым объектам из другого измерения, иные же настроены более скептически и объясняют эффект бликом от вспышки. Им даже придумали названия:
«ШОНГи» (шарообразные объекты неизвестного генезиса), «ор-бы» (англ. orb - сфера, шар), «пэйн-объекты» (от греч. протос
эйлос ноумен — первичная умопостигаемая субстанция (сущность). Давайте рассмотрим этот эффект
подробней и выясним, какова же его природа.
Во всех подобных снимках есть две общие
особенности - съемка всегда ведётся со вспышкой, и, как
правило, компактными цифровыми фотокамерами. Логично предположить, что причиной эффекта
является свет вспышки, отражённый не от «объекта из пятого измерения», аот
мелкой взвешенной в воздухе частички, невидимой во время съемки ни через видоискатель, ни на дисплее камеры. Определимся, при каких условиях эффект будет наблюдаться.
Первое условие - наличие мелких частиц в воздухе в непосредственной близости от объектива. Это могут быть, например,
частицы пыли, очень мелкие капельки воды в тумане или во влажном воздухе.
Второе
условие — срабатывание вспышки, причём таким образом, чтобы её световой поток
позволял подсветить взвешенные частицы в непосредственной близости от объектива. Почему именно так —
узнаем, несколько углубившись в теорию фотографии.
Для начала дадим пояснения основным терминам.
Фокусное расстояние объектива — расстояние от ею оптического центра до
чувствительной поверхности (матрицы).
Современные компактные аппараты имеют объективы с переменным фокусным расстоянием (2). От фокусного
расстояния зависит угол зрения объектива.
Диафрагма объектива — механическое устройство, позволяющее изменять размер отверстия
объектива и этим регулировать световой поток, проходящий через объектив. Выражается диа-фрагменным
числом (2), которое представляет собой отношение фокусного расстояния
к диаметру отверстия. Иногда диафрагменное число называют диафрагмой и обозначают FX, где вместо X
подставляется само значение числа (напр., F2.8; Р3.0ит.д.).
В нашем случае
достаточно важным будет и такое понятие, как глубина резкости. Она определяет границу резкости переднего и заднего планов при съемке объекта.
К примеру, для съёмки портретов глубина резкости нужна небольшая - чтобы
подчеркнуть детали портрета, в таком случае задний план будет размытым; для
съемки пейзажей нужна, намротин, максимальная глубина резкости, в таком случае и
близкие, и наиболее удалённыеобъекты будут редкими. Этот параметр
зависит от линейных размеров и количества точек матрицы, атакже от фокусногорасстояния и диафрагмы.Длякомпактных
камер с малым фокуснымрасстоянием и небольшими
размерами матрицы граница резкости переднего плана находится в нескольких сантиметрах от объективаибудет приближаться к нему по мере увеличения диафрагменногочисла и уменьшения фокусного расстояния.
Нерезкими на снимках будут те объекты, которые
располагаются ближе границы резкости переднего плана и дальше границызаднего
плана. В нашем случае задний план нам неинтересен, аграница
переднего для компактных аппаратов составляет несколько сантиметров. Исходя из этих рассуждений,
можно выделить некую условную «область расфокусировки»,
которую в нашем случае можнопредставить в виде сектора
шара с радиусом, равным границерезкости
переднего плана, с углом раствора, равным углу захвата объектива (3, заштрихованная область).
Фотовспышка представляет собой импульсную
лампу с направленным световым потоком, который в приближении можно представить как конус. При иеполыовапии встроенной в аппарат вспышки большая часть области расфокусировки находится в зоне распространения основного
светового потока вспышки,
так как ось симметрии конуса этого
потока недостаточно удалена от главной оптической оси объектива. Тень, которую
в момент вспышки отбрасывает объектив, незначительна, и в
основной объем области расфокусировки попадает большой пучок света (3, б). Мелкие частицы, попадающиев поток снега от вспышки, находящиесяв непосредственной близости от неё в момент её срабатывания, получают столько световой энергии, что сами становятся вторичнымисточником света. Если же при этом они окажутся в области расфокусировки, то матрица камеры зафиксирует их в виде вышеупомянутых НЛО (4).
«Но, - возразитпытливый читатель, - может ли простой блик от вспышки иметь столь ярко выраженную структуру?»
Проясним этот момент.
Все подобные объекты своей структурой обязаны
явлению дифракции, которое заключается в том, что свет способен отклоняться от траектории прямолинейного
распространения, огибая препятствия. Сравните «НЛО» (4) с фото (5), подученном
вследствие дифракции спета на отверстии диафрагмы объектива. Похоже?
Действительно, получив световую энергию от
вспышки, мелкая взвешенная частица сама становится источником
рассеянного света, который распространяется также и в направлении объектива. Приведём схему, иллюстрирующую это
явление для случая, когда частица находится на
главной оптической оси объектива (6). Схема сильно упрошена и далека от реальности(на деле объектив представляет собой сложную систему
линз), но достаточно наглядна.
Иногда
вокруг рассматриваемых объектов на снимках
наблюдается цветнаярадужная
оболочка. Это вызвано явлением
дисперсии света — разложением света на спектральныесоставляющие, которое мы
наблюдаем в радуге. Явление
проявляется, благодаря неидеальности оптики
объектива. Даже дорогие объективы для
профессиональных камер иногда вызывают подобное явление, называемое в фотографии хроматическими аберрациями", выражающееся в появлении цветной каймы вокруг контрастных объектов.