ИСТОРИЯ КРАЯ
А. В. Кудряшов
ЧЕРЕПОВЕСЬ - ЧЕРЕПОВЕЦ. К ВОПРОСУ О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ ГОРОДА (археологический комментарий к топонимической проблеме)
Вопрос о происхождении названия города Череповца обсуждается не менее ста лет, очевидно, с тех пор как его жители стали проявлять интерес к своему прошлому. Свидетельством этого интереса служит факт создания в городе в конце XIX века краеведческого музея. Неоднократно обращались к вопросу о происхождении названия города краеведы, лингвисты, историки, археологи и другие специалисты [1].
Первые сохранившиеся письменные упоминания названия местности, где располагается город, относятся к XV веку. Уцелело несколько жалованных грамот, выданных князьями и другими крупными землевладельцами белозерским и московским монастырям. Сохранились также уставные, купчие, меновые, духовные грамоты (завещания) и другие документы XV-XVI веков[2]. В них упоминаются Череповесь - название местности в устье Ягорбы, а также Череповский Воскресенский монастырь, Череповский стан - административный центр, Череповский ез.
Попытки перевести с финского языка топоним "Череповесь", которые предпринимались различными исследователями, не дали ясного понимания этого названия. Специалисты переводят составную часть топонима "-весь" как "vesi", что в древнефинском языке обозначало "пресная вода"[3]. Краеведы-любители, переводя со словарями финского и вепсского языков на русский название "Череповесь", приходят к самым фантастическим конструкциям типа "весь на Рыбьей горе", "племя на Рыбьей горе". Под Рыбьей горой, по всей видимости, подразумевается Соборная горка, которая представляет собой высокий мыс, образованный коренными берегами Ягорбы и Шексны, и является действительно ярким топографическим объектом.
Специалисты по древнерусскому языку также внесли свой вклад в толкование названия города. Так, происхождение первой половины топонима - "череп", по их мнению, восходит к общеславянскому слову "черпъ", имевшему значения: "скорлупа", "твердая поверхность", а также "верхняя часть чего-либо", "возвышенное место", "высокий холм". Слово "весь" с древнерусского переводится как "деревня" или "поселение". Таким образом, "Череповесь" можно перевести, по мнению этих исследователей, как "поселение на возвышенности"[4]. Под возвышенностью опять же имелась в виду, очевидно, Соборная горка. Рядом исследователей, как лингвистами, так и археологами, высказано мнение, что названия местностей на Шексне, включающие в себя слово "весь" - Череповесь, Луковесь (Луковец), Арбужевесь (вблизи Мяксы), - являются этнонимами, то есть они получили свое название по имени народа, некогда их населявшего. Населением, оставившим свое имя в названиях этих местностей, по их мнению, была "весь" - древний финно-угорский народ, проживавший, как сообщает русская летопись, до прихода славян на Шексне и Белом озере. К такому мнению в начале 60-х годов XX века пришла и московский археолог Л. А. Голубева, автор раскопок древнего города Белоозера, находившегося в истоке реки Шексны[5]. Отнесение этих названий к этнонимам в то время являлось лишь догадкой, так как, например, в Череповце до 80-х годов XX века не было известно ни одного средневекового археологического памятника.
С начала 80-х годов прошлого века череповецкие археологи приступили к тщательному изучению территории современного Череповца. В результате разведок в городе удалось обнаружить около десятка средневековых поселений: на Соборной горке, у Октябрьского моста, на набережной реки Ягорбы, на территории лесомеха-нического техникума, на восточной окраине города в Урывково, а также в Матурино. Несколько поселений подверглось широким археологическим раскопкам, в том числе Соборная горка. Октябрьский мост, Урывково. Выяснилось, что в устье реки Ягорбы, на территории современного Череповца, с Х века на протяжении длительного времени одновременно существовала целая группа поселений. По археологическим материалам, обнаруженным при раскопках (бронзовым украшениям, предметам быта, характерной посуде, сделанной вручную и украшенной своеобразным орнаментом), и по другим признакам выяснилось, что первыми поселенцами череповецких селищ были финно-угры, вероятнее всего, та самая "весь", о которой упоминает летопись. Самым крупным из древних населенных пунктов было поселение Октябрьский мост, на территории которого шла оживленная пушная торговля, в ней участвовали, очевидно, кроме местных жителей, арабские, булгарские, скандинавские и славянские купцы. На поселениях обнаружены привозные вещи: восточные монеты, чеканенные в начале Х века, бронзовые изделия, многочисленные бусы, вещи из стекла, янтаря, оружие, качественные кузнечные изделия. Центром округи, возможно, было поселение Соборная горка, которое в силу своего топографического положения могло быть укреплено и служило местом, где в случае опасности укрывалось проживавшее здесь население.
По нашему мнению, название "Череповесь" появилось в начальный период существования группы поселений в устье реки Ягорбы, возможно, уже в Х веке. Название это действительно славянское или древнерусское по происхождению, оно относилось к целой округе селищ, располагавшихся в то время на Шексне и Ягорбе. То, что название "Череповесь" действительно этноним и связано с "весью", подтверждают материалы археологических раскопок. Как же обстоит дело с первой половиной топонима? Видимо, необходимо согласиться с мнением тех исследователей, которые утверждают, что древнерусское слово "череп" или "черпь" - понятие не анатомическое, а географическое и обозначает "возвышенное место" или "холм". Вместе с тем, соглашаясь с таким подходом, мы считаем, что это название относится не только к Соборной горке, несмотря на ее значимость и древность. Речь идет о местности значительно большей, чем Соборная горка, - о территории, на которой располагается основная, или индустриальная, как ее иногда называют современники, часть города. В результате топографических измерений выяснилось, что этот участок города представляет собой огромный холм, возвышающийся над Шексной на высоту до трех (а кое-где и до четырех) десятков метров. Эта возвышенность ограничивается с юга рекой Шексной, с востока - рекой Ягорбой. К западу она понижается в сторону промышленной зоны, к северу также идет ее понижение. Этот огромный массив в средневековье был покрыт мощными боровыми лесами. "Лес в Череповси" упоминается в жалованной грамоте верейского и белозерского князя Михаила Андреевича, данной Кирилле-Белозерскому монастырю и датируемой XV веком. Грамота запрещала ездить от Ерги к "Череповси" и от "Череповси" к Ерге по дороге через слободку Романовскую, принадлежавшую Кириллo-Белозерскому монастырю[6].
Чтобы понять, какое впечатление производила на путешественников Х века холмистая местность в устье реки Ягорбы, нужно представить путь, который они преодолевали, двигаясь от Волги вверх по течению Шексны. На участке протяженностью около 200 километров - от Волги до устья реки Суды и выше - путешественники плыли по реке, оба берега которой были пойменными - низкими, поросшими в основном мелким лесом и кустарником. Высокие коренные берега Шексны в нижнем ее течении отходили от нее на несколько километров. После многодневного перехода вдоль низких берегов Шексны, в месте, где стоит нынешний Череповец, перед путешественниками открывалась мощная береговая терраса, возвышавшаяся над водой на несколько десятков метров. Ближе всего Шексна подступала к этому высокому массиву на участке от нынешней церкви Рождества до устья реки Ягорбы. Это место, по всей вероятности, и получило название "Череп" или "Черпь", а финно-угорское население, проживавшее в этой местности, стало называться у славян "весью череповской", очевидно, по аналогии с исторической "весью егонской" - народом, проживавшем на реке Мологе. Со временем это название трансформировалось в "череповскую весь" или просто в "череповесь". Позднее название населения было перенесено на местность. Таким образом, на наш взгляд, и появилось наименование "Череповесь", которое стало обозначать целую округу поселений в устье Ягорбы.
Как выяснилось в результате археологических исследований, с началом массового славяно-русского освоения берегов Шексны в XI веке поселения в устье реки Ягорбы, существовавшие здесь с Х века, стали древнерусскими центрами. Некоторые из них существовали целые века. Со временем количество селищ в устье Ягорбы выросло, выросла и численность их населения. Название "Череповесь" закрепилось за местностью, его составная часть "весь" утратила постепенно первоначальный смысл. Местность входила в Чере-повскую волость, принадлежавшую белозерским князьям; еще в XV веке "в Череповси" располагался княжеский стан. Позднее к Череповской волости стали относить и прилегавшие к местности деревни и села, удаленные иногда от центра на значительное расстояние. Воскресенский монастырь, появившийся, как утверждают специалисты, во второй половине XIV века на Соборной горке[7], унаследовал древнее название местности и назывался первоначально Череповским. Древнее географическое название местности, в которой располагается город, - "Череп" - долго сохранялось в памяти жителей Череповца. Еще до недавнего времени коренные жители города и ближайшей округи называли себя "черепанами". Название "Череповесь" заменяется на "Череповец" позднее, в XVI-XVII веках.
ПРИМЕЧАНИЯ
1.Голубева Л. А. Весь и славяне на Белом озере. М., 1973. С. 9- 13. Рис. 2; Кузнецов А. В. Шексна - река Велеса. Вологда, 1999. С. 75-76; Лукичева Э. В. О происхождении некоторых топонимов Белозерья с компонентом -весь - -вец // Проблемы русской ономастики. Вологда, 1985. С. 38-48; Лукичева Э. В. Череповец или Череповец?// Череповец: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1999. С. 325-327; Попов А. И. Названия народов СССР. Введение в этнонимику Л., 1973; Сизоненко Т. В., Шалашов Е. В., Кобякова О. А. История Череповца. Череповец, 1999. С. 6-7; Чайкина Ю. И. Словарь географических названий Вологодской области. Изд. 2. Вологда, 1993. С. 390- 392; Ященко А. И. О происхождении названия "Череповец" и ударении в-этом слове // Активизация методов преподавания русского языка и литературы. Вологда, 1963. С. 68-72.
2 История Российской иерархии. Ч. VI. М., 1815. С. 671, 673, 677; ААЭ. Т. 1. 1294-1598. СПб., 1836. С. 40, 53, 78, 99, 123; АСЭИ. Т. II. М., 1958. С. 65, 185; Писцовая книга езовых дворцовых волостей и государевых оброчных угодий Белозерского уезда 1585 года. М.; Л., 1984.
3 Лукичева Э. В. О происхождении некоторых топонимов... С. 43; Лукичева Э. В. Череповец или Череповец... С. 325.
4. Ященко А. И. О происхождении названия "Череповец"... С. 68-72.
5. Голубева Л. А. Славянские памятники на Белом озере // Сборник по археологии Вологодской области. Вологда, 1961. С. 27; Попов А. И. Названия народов СССР...
6 АСЭИ. Т. II... С. 65.
7. Хрусталев М. Ю. Воскресенский Череповецкий монастырь по архивным и иконографическим источникам XVIII-XX веков // Череповец: Краеведческий альманах. Вып. 2. Вологда, 1999. С. 32. |