[ Главная ] [ Мой профиль ] [ Регистрация ] [ Выход ] [ Вход ]   Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА [4]
ИСТОРИЯ [39]
ГЕОЛОГИЯ [7]
АРХЕОЛОГИЯ [5]
РАЗНОЕ [7]

Друзья сайта

Главная » Статьи » КРАЕВЕДЕНЬЕ » ИСТОРИЯ

ИЗ ИСТОРИИ СПЕЦПОСЕЛКОВ НА ТАРНОГСКОЙ ЗЕМЛЕ

      Километрах в 6—10 от Верховья в сторону Тотьмы на берегах рек Уфтюги и Яхреньги до сих пор видны остатки построек, фундаменты разрушенных домов. Жители Верховья называют эти места «поселками». Собирая материал об исчезнувших деревнях, мы заинтересовались историей этих поселений. Встретились со старожилами Верховья, нашли заметки в газете «Кокшеньга», поработали в архивах Верховской школы и ТОО «Союз». Выяснив, что в Тарноге проживают бывшие жители поселков, мы встретились с Санковым Василием Ивановичем и Беслик Адольфом Кирилловичем. Они поделились своими воспоминаниями, предоставили нам свои фотографии. Вот что мы узнали.

      На территории Верховского сельсовета в конце 1920-х—1930-е годы было основано три поселка для спецпереселенцев. Вначале они имели только номера: 8, 10, 11, а позднее получили названия: поселок Север, поселок Яхреньга и поселок Высокий. Первые переселенцы появились здесь в 1929 году. Это были жители Татарии, Белоруссии, Узбекистана, но больше всего было переселенцев с Украины. Все они стали жертвами сталинских репрессий. Так, например, Андрей Онуфриевич Панченко имел на родине большое хозяйство, Слесаренко Василий Виссарионович — мельницу, маслозавод, много скота. За это их раскулачили и выслали в наш край.
      Летом переселенцев на баржах по реке Сухоне везли до Тотьмы, зимой по железной дороге до станции Кулой, а дальше на лошадях — в верховские леса и высаживали на берегах Уфтюги и Яхреньги. Изначально здесь никаких построек не было, люди оказывались в глухом лесу, с малыми детьми, часто без средств к существованию. Приходилось браться за дело. Сначала рыли землянки, строили шалаши, а затем брались за постройку настоящего жилья. Используя пилы и топоры, рубили лес, заготовляли бревна. Вскоре появились бараки, располагавшиеся в два ряда. Каждый барак был рассчитан на восемь семей. Как и у себя на родине, на Украине, стены бараков с внутренней и наружной стороны обмазывали глиной и белили. Бараки стали выглядеть чисто и нарядно.
      Первое время переселенцы жили бедно, особенно было трудно с продовольствием. В верховских деревнях можно было купить хлеб, но ходить туда без разрешения комендантов не разрешалось. Комендантом в поселке Север был Свинкин, в поселке Яхреньга — Тетеревлев. Они следили за порядком, у них нужно было получать увольнительную и только тогда разрешалось появляться в деревне. Верховские жители давали переселенцам хлеб. В эти годы многие верховские семьи тоже были раскулачены и высланы за пределы района, поэтому местные жители приняли чужую беду как свою.
      Хлеб чаще давали бесплатно, но иногда переселенцы сами предлагали свою помощь и обычно во время жатвы приходили ночью, тайком, и нанимались на работу к единоличникам, за что получали зерно и муку.

      Все переселенцы были людьми трудолюбивыми, не сетовали на свою судьбу, а ведь они были оторваны от родных мест, осуждены и высланы на 20 и более лет. Они с особым упорством взялись за обустройство своей жизни на новом месте. За 2—3 года они построили жилье, баню, пекарню. Вырубили лес, выкорчевали пни, разработали поля. Под пашню в поселке Север было расчищено 80 гектаров, в поселке Яхреньга — 155, в поселке Высокий — 146 гектаров земли. Около домов распахали участки, где стали выращивать овощи: картофель, капусту, морковь, свеклу и даже огурцы и помидоры, которых местные жители до них не знали. Семена частично привезли с собой, а также получали от родственников, оставшихся дома. Завели скот, в основном овец и коз.
      Постепенно жизнь в поселках налаживалась. Но и здесь, в глухих лесах, переселенцы не чувствовали себя спокойно. Рано гасили свет, редко ходили друг к другу в гости, на улицах при встрече старались быстрее разойтись. А все потому, что за работой и за порядком следили коменданты и десятники, которые докладывали в органы НКВД обо всем, что случалось в поселках: кто выразил недовольство, кто не выполнил работу и др. И тогда в поселках начинались аресты.
      Так, в 1936 году был арестован и отправлен в лагеря на 10 лет Санков Иван Феодосьевич, а Беслик Кирилл Яковлевич был арестован, а затем расстрелян. Люди иногда не знали, за что арестовали их родных и близких. И все время жили с чувством страха за себя и своих родных. Но несмотря на все трудности, люди в поселках обустраивали свою жизнь.

      В поселке «Север» был образован колхоз имени XVIII партсъезда. Председателем стал Панченко Андрей Онуфриевич. Поселки Яхреньга Высокий объединились в колхоз «1 Мая». Первым председателем был Гонтарь Петр Васильевич, а в послевоенные годы — Иванец Илья Васильевич. В поселках построили коровники, свинофермы, конюшни, овцефермы, курятники. В предвоенные годы в поселках жило: в Яхреньге - 241 человек, в поселке Высокий — 237 человек, в поселке Север — 197 человек.

      У переселенцев был свой быт, своя, более высокая культура ведения хозяйства. На скотных дворах была чистота, скот ухожен. Коров поили не из ведер, а из деревянных колод, установленных вдоль кормушек. Продуктивность коров была самой высокой по Верховью, а колхоз «1 Мая» был одним из лучших в районе по надоям молока. Поле обрабатывали тщательно, хорошо удобряли, поэтому получали хорошие урожаи ржи, пшеницы. Кроме зерновых, выращивали турнепс, картофель, другие овощи. Переселенцы были очень трудолюбивы. Работу начинали в 5 часов утра. Работы выполняли чаще всего вручную. Летом работали на полях и лугах, зимой заготовляли дрова для предприятий района. Работали все: и взрослые, и дети. Летом создавали детские бригады, которые выполняли посильные работы. В своем письме бывшая жительница поселка Яхреньга Астапова Галина Михайловна 1932 года рождения рассказала: «Бригадиром детской бригады была Горельская Лидия. Члены бригады убирали камни с полей, пололи овощи, заготовляли веточный корм для колхозного скота — за 100 веников — 1 трудодень, выпалывали осот с колхозных полей, сгребали сено, заготовляли сухие ягоды и лекарственные растения». Всю работу дети выполняли старательно, относились к этому со всей серьезностью. Благодаря упорному труду, ответственному отношению к делу, колхозы зажили богато. На трудодни колхозники получали, кроме зерна и денег, масло, вощи, табак, шерсть, мед, о чем местные верховские колхозники могли только мечтать.
      Так, в 1943 году в поселке Север колхозник Матвиенко Михаил Яковлевич выработал 421 трудодень. Он получил 558 рублей 19 копеек деньгами, а также 532 килограмма зерна, 385 килограммов картофеля, 81 килограмм капусты, 10 килограммов огурцов, 1 килограмм 350 граммов масла, 0,4 килограмма меду.

      В поселках были построены клубы, магазины, детские сады, столовые, кирпичные заводы, паровые мельницы, на которых мололи зерно и жители деревень. Также построены были маслозаводы. В поселке Север, например, Павел Уманов изготовлял прекрасное масло. В поселке Яхреньга был построен медпункт, где работала Беслик Ефросинья Васильевна. Здесь же была построена начальная школа, в которой учились дети из всех трех поселков. Учителями были муж и жена Михаил и Ольга Астаповы. В старшие классы дети ходили в Верховскую неполную среднюю школу. Учителя и одноклассники вспоминают, что дети с поселков были очень старательными, многие учились без троек, об этом говорят и записи и в школьных журналах и книги выдачи похвальных листов. Например, Ступаченко Андрей, Панченко Коля, Суюндукова Хатича, Горельская Лида, Бутенко Володя и другие значились среди лучших учеников школы.
      Школу посещали дети 14—16-ти и даже 18-ти лет, так как родители очень заботились, чтобы их дети получили образование.

      Многие жители поселков были прекрасными мастерами. В поселке Север жил кузнец Корниенко Леонтий, его часто приглашали в местный колхоз «Союз» ремонтировать различные машины, так как своего кузнеца в этом хозяйстве не было. Сапожник Карпенко Иван шил сапоги, а портной Карпенко Марк шил из овчин пиджаки не только жителям поселка, но и жителям верховских деревень. Были кружевницы-коклюшницы, вышивальщицы. А еще славились переселенцы тем, что красиво пели и танцевали. В клубах были организованы ансамбли, устраивались концерты, вечера, на которые с удовольствием приходили и жители близлежащих деревень. Ходили верховцы и в поселковые магазины, так как товаров там было больше и в достатке имелся хлеб. Ходили закупать картофель, рассаду капусты, учились выращивать морковь, огурцы, свеклу и другие овощи.
      Не обошла стороной поселки и Великая Отечественная война. Многие мужчины ушли на фронт. Около 30 человек не вернулись к своим родным. Их фамилии есть в «Книге Памяти» Тарногского района.
      А оставшиеся жители поселков в эти трудные годы самоотверженно трудились, выполняя задания государства по поставке сельхозпродукции. Медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны» было награждено в колхозе «1 Мая» 87 человек, «Имени XVIII партсъезда» — 14 человек, среди них председатели колхозов Гонтарь, Панченко, зав. животноводством Бубенко и другие.

      Хотя некоторые переселенцы нашли в наших краях свою судьбу, женившись на местных девушках, все они скучали по своей родине, мечтали вернуться домой. И когда после войны некоторые семьи получили разрешение вернуться на родину, поселки начали пустеть. Уже в 1949 году в Яхреньге осталось 133 человека, в поселке Высокий — 137 человек. Последние жители покинули их в 1952—1953 годах. Дольше всех в поселке Яхреньга жил Василий Виссарионович Слесаренко. Когда в поселке не осталось жителей, он с женой Пелагеей Яковлевной переехал в деревню Исаинскую в Верховье. Василий Виссарионович занимался выращиванием картофеля, капусты, огурцов, помидоров, учил этому соседей. В 1960 году Слесаренко переехали к дочери Ефросинье Васильевне в Тарногу. В 1961 году Василий Виссарионович умер. Пелагея Яковлевна уехала на родину на Украину и там умерла в 1970 году. Семья Слесаренко была реабилитирована лишь в 1989 году.

   В поселке Север дольше всех жили Иван Карпенко и Андрей Панченко.
      Когда жители поселков стали уезжать, поселок Север объединили с деревней Першинская в колхоз «Союз». Панченко стал председателем, а в середине 1950-х годов уехал на родину. Карпенко умер и его уже хоронили местные жители. Некоторые переселенцы не покинули Тарногу. Семья Беслик осталась в Тарногском городке. Ефросинья Васильевна долгие годы работала в ЦРБ, умерла в 1988 году. Их дочь Сайко Лариса живет в Санкт-Петербурге, сын Адольф Кириллович — в Тарногском городке. Долгие годы он работал шофером, сейчас на заслуженном отдыхе. Семья Беслик также была реабилитирована в 1989 году. Дорошенко Нина и семья Скрынник живут в Вощаре. Рябоконь Илья Абрамович работал в колхозе имени Ленина. Санков Василий Иванович, участник войны, был ранен, дошел до Берлина. После демобилизации в 1950 году вернулся в Тарногу, работал в ЭТУС, сейчас на заслуженном отдыхе.
      Некоторое время для работ в опустевших поселках отправляли жителей окрестных деревень, но затем скот перегнали, оборудование перевезли в верховские колхозы, поля некоторое время еще пахали, а затем превратили в отгонные пастбища. В конце 1950-х годов поселки прекратили свое существование. Отдельные постройки были перевезены, например, здание медпункта под инфекционное отделение ЦРБ, школа на Погост. Оставшиеся здания использовались в летнее время пастухами, и постепенно были разрушены.

Попова Валентина
Верховская основная общеобразовательная школа, 9 класс, Тарногский район
Научный руководитель — Андреева Надежда Ивановна, учитель истории
Поощрительная грамота, 1998 год

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: lavrentiy (17.06.2009)
Просмотров: 3440 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новое на сайте

Поиск по сайту

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода

    Статистика

    Все права принадлежат группе "Череповец-Космопоиск" © 2024