25 октября 2013 г.
12
октября 2013 г. Вологодский поисковый отряд завершил работы по подъему самолета
Ил-2 около поселка Ботово, продолжавшиеся более года. Место его падения
указал очевидец тех событий, которого отыскали члены Череповецкого
отделения объединения «Космопоиск».
О том, что на болоте рядом с
поселком Ботово во время Великой Отечественной войны разбился самолет,
узнал руководитель Череповецкого регионального отделения общероссийского
научно-исследовательского общественного объединения «Космопоиск» Роман
Голубев в ноябре 2011 года, когда гостил у своего деда в Череповецком
районе. Однако что это за самолет и кто был его пилотом, никто не знал.
Поисковикам удалось найти очевидца тех событий — Алексея Павловича
Тихомирова, проживающего в деревне Енюково. В годы войны он жил в
деревне Селиваново, близко к месту падения. Жители видели, как упал
самолет, прибежали на место крушения. Тело летчика подняли сразу.
Алексей Павлович, несмотря на возраст (в 2012-м ему исполнился 81 год),
согласился указать направление, куда, по его расчетам, должен был
рухнуть самолет. Предположительно, это был учебный самолет: с конца 1942
по 1944 год в Череповце стоял 15-й отдельный учебно-тренировочный
авиационный полк.
Работы на болоте велись с июля прошлого года
силами 19 человек из Вологодского поискового отряда и «Космопоиска».
Поисковики прочесали лес и наконец наткнулись на воронку, заполненную
водой.
— На краю воронки диаметром около десяти метров лежала
ржавая стойка шасси — то, что осталось от самолета Ил-2, — вспоминает
руководитель Вологодского поискового отряда Иван Дьяков. — Стойки у всех
самолетов абсолютно разные, поэтому по их конфигурации можно сразу
определить модель самолета. Как показал металлодетектор, вокруг
находились мелкие осколки железа. Это также свидетельствовало, что
вероятное место крушения обнаружено. Чтобы узнать причину трагедии и
установить летчика, требовалось найти номера самолета или мотора.
—
Первым делом откачали воду мотопомпой, затем начались земляные работы,
разбор обломков, — продолжает Иван Дьяков. — При падении сила удара была
такова, что самолет разлетелся на мелкие кусочки, бронелисты
раскрошились. Нам повезло. В ходе работ мы обнаружили номер самолета, он
был написан краской на обратной стороне бронелиста (такая практика была
обычной), а на обломках редуктора винта — номер мотора.
В архиве
Минобороны Иван Дьяков нашел запись: «7 июня 1943 года во время
учебного полета самолет Ил-2 № 30816 с мотором № 4583113 с высоты 2 500 м
начал пикирование с углом более 45 градусов. На высоте 300 м летчик
начал резко выводить самолет из пикирования. В результате больших
перегрузок от самолета начали отваливаться некоторые части, самолет
перевернулся на спину и с отрицательным углом вошел в землю. Летчик
Дмитриев Александр Иванович погиб».
— Тело было захоронено на
кладбище Ботова, — рассказывает руководитель Вологодского поискового
отряда. — Могила со временем была утрачена, обнаружена вновь членом
отряда Валерием Палаткиным 31 декабря 2012 года.
По словам Ивана
Дьякова, 15-й отдельный учебно-тренировочный авиационный полк состоял из
четырех эскадрилий и относился к 13-й воздушной армии, которая вела бои
под Ленинградом. В первых двух эскадрильях летчиков обучали на
истребителях Як-7 и П-40 (американский самолет фирмы «Кертис», в нашей
стране его называли Тамагавк); в третьей, в которой обучался и погибший
Дмитриев, — на Ил-2; в четвертой — на пикирующем бомбардировщике Пе-2.
В
настоящее время изготавливается гранитная плита на могилу лейтенанта
Дмитриева — поисковики выиграли областной грант на возведение
памятников. Как отмечает Иван Дьяков, они надеются установить ее до
морозов, в противном случае придется ждать апреля, чтобы успеть к
празднованию 9 Мая.
В скором времени планируется создать
отдельный музей, посвященный самолету Ил-2 и его конструктору —
вологжанину Сергею Ильюшину.
Именно туда и передадут найденные обломки, из которых можно будет
создать впоследствии модель штурмовика. Большую часть обломков
обнаружить не удалось.
Марина Белая Газета «Речь»
Источник: http://Газета «Речь» |