[ Главная ] [ Мой профиль ] [ Регистрация ] [ Выход ] [ Вход ]   Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА [4]
ИСТОРИЯ [39]
ГЕОЛОГИЯ [7]
АРХЕОЛОГИЯ [5]
РАЗНОЕ [7]

Друзья сайта

Главная » Статьи » КРАЕВЕДЕНЬЕ » ИСТОРИЯ

C вологодских аэродромов – в бой

Ученица 7 класса МОУ «Средняя общеобразовательная школа №39» Офицерова Екатерина
Руководитель: Власова Галина Владимировна


В годы Великой Отечественной войны в Вологодской области для военных целей были построены или реконструированы из гражданских свыше десятка аэродромов. На них дислоцировалась 148 истребительная авиационная дивизия ПВО, в состав которой входило несколько авиационных полков. Самолеты  вылетали отсюда на бомбардировки войск, техник и военных  объектов врага, патрулировали, нередко вступали в бой с вражескими самолетами, вели разведку и другие боевые действия.     
В январе сурового сорок второго в центре Вологды на площади Революции был выставлен для обозрения сбитый немецкий самолет. Вокруг трофея, обнесенного веревочной оградой, толпился народ. Подходящие видели распластавшийся на снегу большой двухмоторный бомбардировщик с длинным тонким фюзеляжем, широкими крыльями, погнутыми лопастями винтов, тупоносой остекленной кабиной. Рядом стояли манекены в форме немецких летчиков. Шлемы, комбинезоны и сапоги были из эрзаца серого цвета. На комбинезонах много застёжек «молния» с проводами. Электрический обогрев в полете заменял отсутствие теплой одежды.
От темно-зеленой окраски самолета, больших черных крестов на крыльях и фюзеляже и черной свастики на киле веяло чем-то зловещим. На фанерке, прикрепленной к колышку, вбитому в землю, написано: «Пикирующий бомбардировщик  «Юнкерс – 88». Сбит политруком Годовиковым».
Поскольку этот «Юнкерс» был первым самолетом, сбитым в вологодском небе, его решили показать вологжанам. Сообщая об этом жене, годовиков писал: «Знаешь, когда за тобой, за твоей спиной наш могучий объединенный советский народ, то в душе столько злобы и ненависти к врагу, что зубами, всем, чем владеют руки, хочется дать гадам сполна»
С конца лета 1941 года Годовиков в составе 740 истребительного авиационного полка 148 истребительной авиационной дивизии ПВО – на противовоздушной обороне Северной железной дороги, объектов Вологодской области, важных в военном отношении.  740 ИАП базировался на аэродроме Матурино в Череповецком районе. Вот несколько эпизодов, описанных в журнале боевых действий ЧВДР:
 «7.2.42.  Одиночный самолет противника «Юнкерс-88» производил разведку железнодорожной линии Вологда – Бабаево. Над Вологдой был обстрелян зенитной артиллерией. Для перехвата его были подняты в воздух самолеты 148-й ИАД. Над поселком Серебрянская самолет противника был сбит летчиком 740-го истребительного авиаполка Годовиковым. Годовиков на свой аэродром не возвратился. Ведутся поиски. Самолеты 148-й ИАД вылетали на перехват противника, а также патрулировали линии железной дороги. Всего сделано 31 самолето–вылет.
В последний момент поступило сообщение, что при падении неприятельского самолета два летчика из него выпрыгнули на парашютах.  Один из них уже пойман, поиски другого продолжаются.
Сделано пять самолето–вылетов на поиски не возвратившегося на свою базу летчика Годовикова. Установлено, что тов. Годовиков, протаранив самолет противника «Юнкерс-88», сам погиб».
Самолет Годовикова был обнаружен в лесу в районе станции Заборье. Истребитель «МиГ-3» лежал на заснеженном склоне оврага. У него не было хвостового оперения по бронеспинку. Лопасти винта, крылья, кабина целы. В закрытой кабине  - политрук Годовиков. На лице был виден след от удара о прицел.
Указом Президиума Верховного Совета  СССР от 4 марта 1942 года А.Н.Годовикову было присвоено (посмертно) звание Героя Советского Союза. Он с воинскими почестями похоронен в Череповце, в севере на площади Жертв революции. Когда под раскаты трехкратного ружейного салюта опускали в могилу красный гроб, над площадью пролетел истребитель. Это прощались с героем его друзья – летчики-истребители 740-го ИАП, которые до 1944 года защищали небо Вологды.
На аэродроме Матурино также базировался запасной полк авиации Балтийского  флота. Здесь формировалась  и тренировалась первая эскадрилия. После подготовки летчики начинали боевую работу по защите неба Балтики.
Всего в Череповецком районе имелось три военных аэродрома, на которых базировался 148-й  ИАД ПВО.  
В Вологодском районе большую роль для военной авиации сыграл аэродром в районе деревни Дубровское Прилукского сельсовета. В годы войны  на аэродроме базировались 731-й, после него – 964-й авиационные полки 148-й ИАД ПВО. На 21 февраля 1942 года в 731-ом авиаполку было 23 самолета-истребителя Р-40. Полк многократно упоминается в журнале боевых действий ЧВДР. Вот некоторые из записей:
 «29.12.41. 731-й истребительный авиаполк патрулированием и вылетами навстречу противнику прикрывал участки Вологда, Шексна, Грязовец. Летчик Кваснов в 12.10, патрулируя над Вологдой, встретил «Юнкерс-88», произвел по нему пять очередей из пулемета; противник, курсом на запад, скрылся в облаках. 19.04.42. Командир полка майор Лешко  сбил над Вологдой бомбардировшик противника.
Командиру эскадрильи 731-го истребительного авиационного полка Николаю Николаевичу Морозову … было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его боевом счету было 12 лично им сбитых немецких самолетов.
В июле 1942 года 731-й полк перебазировался  в Рыбинско-Ярославский ДР ПВО, а вскоре участвовал в воздушных боях под Сталинградом. На аэродроме в Дубровском сформирован 964-й авиационный полк, экипажи которого еще многие месяцы вылетали на боевые задания.
Фашисты неоднократно пытались Вологодский Железнодорожный узел. За всю войну на город не упала ни одна бомба, хотя попытки бомбардировок были неоднократно.       Из воспоминаний Градиславы Колобовой, которая в годы войны была ещё ребёнком: «Это было в1944 году, ближе к весеннему паводку. Со страшным ревом летали над Вологдой нагруженные бомбами тяжелые немецкие бомбардировщики. Не успеет радио дать «Отбой воздушной тревоги», как тут же опять кричит: «Всем в бомбоубежище! Воздушная тревога!» У Гитлера была цель – разбомбить Вологодский железнодорожный узел, но нас спасала хорошая маскировка. Взрослые тогда говорили, что Гитлер послал свою самую опытную летчицу на Вологду. Она три раза делала вылеты, но безуспешно: знает, по карте видит, что здесь должен быть город, а вниз глянет – сплошной дремучий лес и темнота. Когда её самолет сбили, она так и говорила (об этом и в газете было написано). Из её комбинезона чучело сделали: набили чем-то, а сверху – шапка летная и сумка через плечо. Стоит у крыла сбитого самолета, вокруг оцеплено и написано: «Руками не трогать». Это на площади Революции было. Нам, ребятне, интересно было, мы по несколько раз  бегали смотреть на «немецкого летчика – тетеньку».
В Бабаевском районе имелось четыре аэродрома, использовавшихся военной авиацией. На аэродроме в районе деревень Плаксино, Кузовлево, Красиково Тороповского сельсовета с осени 1941 года  стоял 105-й авиаполк. Он был бомбардировочный, самолеты двухмоторные. Вылетали на бомбежки под Тихвин. Отдельные экипажи делали за день по два вылета. Примерно в феврале 1942 года авиаполк перебазировался от нас в район Тихвина, к той поре уже  освобожденного от немцев.
С аэродрома Белые Кресты в районе деревни Пильно Чагодощенского района самолеты-бомбардировщики 57 АБП вели боевые действия по уничтожению танков и войск противника, двигавшихся на Тихвин.
В Вытегорском  районе активно использовался аэродром в районе села Девятины Девятинского сельсовета. Здесь базировались подразделения 72-го Петрозаводского отдельного Краснознаменного разведывательного авиационного полка. В местной печати  неоднократно упоминалось, что с аэродрома в Девятинах на самолетах У-2 в тыл противника (в оккупированную финнами часть Карелии) забрасывались разведчики и партизаны.
На аэродроме в районе города Кадникова Сокольского района в 1941-42 годах стоял 27-й запасной авиационный полк. Здесь же производилась сборка самолетов иностранных типов, полученных от союзников по ленд-лизу. Стояли истребители и бомбардировщики. На открытой площадке были построены деревянные мастерские для сборки самолетов. Готовая техника проходила испытания и тут же отправлялась в бой. Случались и потери.
Мой дедушка Власов Владимир Павлович, будучи 6-тилетним ребенком, летом 1942 года наблюдал воздушный бой советского «ястребка» с фашистским стервятником. Во время сражения слышалась пулеметная стрельба, и было ощущение, что все действие происходит очень близко, тогда как на самом деле бой проходил на большём удалении. Фашистский самолет загорелся и упал, а наш истребитель приземлился. Увиденное настолько потрясло детское сознание, что он помнил это сражение всю жизнь. Дедушка проживал в деревне Волнино Ёмского сельсовета в 25 км от Вологды и считалось, что в этом направлении немецкие самолеты не залетали. Наша семья  пробовала найти  подтверждение дедушкиной истории, но попытки не принесли успеха. И только сейчас, собирая материал к реферату, я натолкнулась на статью «Поединок над Домшино». Проанализировав её, решила, что в ней идет речь именно о том поединке.
721-й авиационный полк входил в состав Рыбинско-Ярославской ДР ПВО и прикрывал от вражеских налетов промышленные центры Подмосковья. Смелым воздушным бойцом показал себя Евгений Шурупов. Последняя запись датирована 2 июня 1942 года.
 «Был жаркий солнечный день. Звено Шурупова несло боевое дежурство. Вдруг на большой высоте послышался завывающий звук мотора. Фашист! И Евгений Шурупов взлетел навстречу врагу.
Самолет командира звена не вернулся на аэродром. Тяжелая это была утрата! И только через несколько месяцев стало известно о последнем бое Шурупова.
Евгений догнал фашистского разведчика над селом Домшино Чебсарского (ныне Шекснинского) района Вологодской области. На глазах колхозников, работавших на поле, разгорелся воздушный бой.
Во время первой атаки Шурупов вывел из строя левый мотор фашистского самолета, но при этом сам был тяжело ранен. Превозмогая боль, летчик вновь повел самолет в атаку и, наконец, сбил врага. Фашистский самолет, объятый пламенем, огромным факелом  пошёл к земле, а раненый Е. Шурупов, собрав последние силы, посадил свой «ЛаГГ» на колхозное поле. Открыв фонарь, он с трудом вытащил своё непослушное тело из кабины, скатился с плоскости, подполз к шасси, прижался к нему щекой и словно заснул после тяжёлого ратного дела. В таком положении его и нашли подбежавшие к самолету колхозники. Вскоре летчик умер на руках у плачущих женщин. От них и стало известно о последнем поединке героя. Лейтенант Е.Н.Шурупов посмертно награжден орденом Ленина.
Честь и слава соколам, доблестным защитникам вологодского неба!

"Вологда в годы Великой Отечественной войны"
Сборник работ участников краеведческих чтений, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне. (Вологда, 14 мая 2010 года)

 

Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: lavrentiy (09.12.2011)
Просмотров: 5289 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 2.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новое на сайте

Поиск по сайту

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода

    Статистика

    Все права принадлежат группе "Череповец-Космопоиск" © 2024