[ Главная ] [ Мой профиль ] [ Регистрация ] [ Выход ] [ Вход ]   Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА [4]
ИСТОРИЯ [39]
ГЕОЛОГИЯ [7]
АРХЕОЛОГИЯ [5]
РАЗНОЕ [7]

Друзья сайта

Главная » Статьи » КРАЕВЕДЕНЬЕ » ИСТОРИЯ

РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЧЕРЕПОВЦЕ
   Первые отрывочные сведения о революционном движении в городе относятся к 1869 году, когда в Череповце, по-видимому, существовала группа революционно настроенных чиновников. Среди членов этой группы распространялась народническая литература.
   В 1891 году в Череповец был выслан из Петербурга Егор Хренов – один из активных членов социал-демократической организации М. И. Бруснева. Он развернул здесь активную пропаганду среди рабочих на лесоразработках, сохраняя связь с питерскими рабочими, с социал-демократами Москвы. Как известно, группа М. И. Бруснева сыграла важную роль в распространении марксизма в России. В ее рядах воспитались многие активные революционеры, вошедшие впоследствии в состав ленинского "Союза борьбы за освобождение рабочего класса”.
   Несмотря на то, что в Череповце были отдельные революционно настроенные интеллигенты, во второй половине XIX столетия там отсутствовало какое бы то ни было организованное политическое движение. Кадровых пролетариев фактически не было. Захолустный провинциальный городок стоял в стороне от больших событий, жил унылой и однообразной жизнью.
   В начале XX века в городе и окрестностях развернулось большое железнодорожное строительство в связи с прокладкой железной дороги Петербург – Вологда. В 1905 году строительство железной дороги было закончено, а в 1911 году была построена гавань с пропускной способностью 25 миллионов пудов груза, не считая нефтепродуктов.
   В годы первой русской революции революционное движение охватило Череповец и Череповецкий уезд. В 1905 году в городе и окружающих селах проходили первомайские митинги, собрания, манифестации. В октябре 1905 года в Череповце состоялась массовая революционная демонстрация.
   Когда в городе стало известно о царском манифесте 17 октября, в городской управе было созвано экстренное собрание, на котором присутствовали представители думы и многие из жителей города. Городской голова Милютин предложил отслужить молебен по поводу "дарования свобод”. Один из присутствующих – И. Чумаков – прервал его и заявил, что молиться нужно не за царя, а за тех борцов против самодержавия, которые вырвали у него этот манифест. Большинство собравшихся поддержали Чумакова. В это время к зданию городской управы подошла многолюдная демонстрация.
   Демонстранты – рабочие и ремесленники города, крестьяне окрестных деревень, учащиеся учительской семинарии – с пением революционных песен, под красными флагами двинулись к городской тюрьме. Здесь состоялся митинг, на котором было выдвинуто требование немедленно освободить политических заключенных.
   19 октября в городе состоялась новая, еще более массовая демонстрация. Демонстранты решительно заявили, что народ силой сорвет тюремные замки и выпустит на волю борцов за свободу. Городские власти телеграфировали в Петербург. Прокурор сообщал о создавшемся в городе "угрожающем положении” и просил помощи. Вечером 19 октября в Народном доме состоялась сходка рабочих и революционной интеллигенции, на которой было решено силой освободить политических заключенных. Об этом было заявлено 20 октября на общегородском митинге, и власти, наконец, вынуждены были уступить. Прокурор Петербургской судебной палаты 22 октября телеграфировал, что ввиду отсутствия силы, которая "могла бы прекратить волнения”, разрешает освободить всех политических заключенных кроме одной женщины – В. Тихоновой. После получения телеграммы опять состоялась многолюдная демонстрация, в которой приняли участие освобожденные из тюрьмы политические заключенные. Демонстранты потребовали освободить и В. Тихонову. Власти вынуждены были уступить и на этот раз.
   Осенью 1905 года активную работу среди крестьян развернули члены РСДРП С. Виноградов и И. Чумаков. На территории так называемого Соляного городка (ныне парк культуры и отдыха) проходили собрания революционно настроенной молодежи города и уезда. Приехавшие из других городов большевистские ораторы выступали с докладами о текущем моменте, о революционной борьбе рабочего класса и крестьянства.
   Под влиянием большевиков крепли революционные настроения среди крестьян. В октябре 1905 года 150 крестьян Вахонькинской волости приняли постановление, в котором выражали глубокую братскую благодарность рабочим и революционным студентам за их борьбу против самодержавия, осуждали правительство за пагубную для народа войну, за нужду и бесправие широких масс, за преследования революционеров.
   Легальная большевистская газета "Новая жизнь” сообщала о революционном выступлении крестьян, пришедших во главе с Виноградовым и Чумаковым на заседание земского собрания 17 ноября 1905 года. От имени крестьян Виноградов выразил резкий протест против изъявления благодарности царю за манифест 17 октября.
   Из помещения земского собрания крестьяне перешли в Народный дом, где был устроен митинг с участием рабочих и революционно настроенной интеллигенции города.
   Помощник начальника Новгородского губернского жандармского управления по Череповецкому уезду вынужден был в своем донесении признать, что деятельность социал-демократов была здесь особенно активной в октябре, ноябре и декабре 1905 года. "За этот период свободной агитации, – пишет он, – масса темного и в большинстве бедного люда примкнула к ним. Таким образом, некоторые волости Белозерского, Кирилловского и Череповецкого уездов почти сплошь на стороне революционеров. Во многих местах крестьяне приступили к массовым порубкам чужих лесов, оказывая сопротивление властям, и прекратили взнос подачей. Общее настроение в Череповецком и Белозерском уездах принимает характер прямо угрожающий. Здесь крестьяне чуть ли не целыми деревнями и обществами самовольно и совершенно открыто рубят частновладельческие и казенные леса. В Луковецкой волости Череповецкого уезда, обстреляв стражу и разогнав сторожей, рубят казенную Болыпеистокскую дачу, в Пусторадищевской волости рубят лес купца Златковича и мещанки Лохичевой. В Белозерском уезде мало того, что рубят леса графини Пален, но и угрожают разгромить ее усадьбы. Кроме того, самовольные порубки леса производятся у братьев купцов Судаковых, у дворянина Румянцева и др.
   В начале декабря 1905 года рабочие и служащие станции Череповец поддержали своих вологодских товарищей и решили присоединиться ко всеобщей политической забастовке. Вечером 8 декабря было прекращено движение поездов через Череповец и сообщено об этом рабочим станции Вологда. В телеграмме говорилось: "Служащие станции Череповец, присоединяясь ко всеобщей забастовке, извещают рабочих и служащих станции Вологды, что поезд № 4 сего 8 декабря принят станцией Череповец не будет”.
   В дни Московского декабрьского вооруженного восстания рабочие и служащие станции Череповец взяли под свой контроль железнодорожное движение. Железнодорожники были наиболее крепкой и сплоченной ячейкой среди рабочих города.
   В первой половине 1906 года крестьянское движение продолжало расти. Крупные революционные события происходили в Череповецком уезде. Выступления крестьян принимают более организованный и политически зрелый характер. В приговорах сельских сходов выдвигаются требования немедленного созыва всенародного Учредительного собрания на основе всеобщего, равного, прямого и тайного избирательного права, уничтожения сословного неравенства и другие. Крестьяне начинают захватывать помещичьи земли, иногда целыми деревнями нападают на стражников, урядников и полицейских.
   Особый интерес представляет совместное выступление рабочих и крестьян в начале августа 1906 года в селе Луковец Череповецкого уезда. Большинство жителей этого села были крестьяне-отходники "пролетарии с наделом”. Они вынуждены были добывать себе средства для жизни отхожими промыслами – скудный надел мог их прокормить. Работали на лесопильном заводе, сплавляли лес, грузили баржи на Шексне и т. д. Многие рабочие Луковецкого лесопильного завода происходили из местных крестьян, жили в селе и хорошо знали нужды своих односельчан. 2 августа 1906 года, когда стало известно о разгоне первой Государственной думы, крестьяне села Луковца собрались на сход, чтобы обсудить происшедшие события. Сход решил: прекратить уплату податей, отказаться от исполнения воинской повинности, потребовать созыва Учредительного собрания, отчуждения помещичьих и казенных земель в пользу крестьян, свободы слова и собраний, устранения земских начальников, стражников и других чинов полиции. Решение схода подписало 800 человек. Спустя некоторое время полиция попыталась арестовать зачинщиков сходки, но сделать это не удалось.
   Рабочие лесозавода прогнали стражников и урядника, строго предупредив их, чтобы они не вздумали приходить снова.
   На другой день в окрестностях Луковца появился становой пристав с восемнадцатью вооруженными стражниками. Заметив их, крестьяне на обоих берегах Шексны, в Луковце и Успенской слободе ударили в набат, загудела сирена на лесопильном заводе и крестьяне бросили работу, вооружились баграми и топорами и пошли навстречу стражникам. Собралось около тысячи человек. Растерявшийся пристав вынужден был на коленях умолять о пощаде. Восставшие приостановились, и стражники пользуясь этим разбежались.
   Через несколько дней в Лукавец и Успенскую слободу была прислана рота солдат и 70 конных стражников. Солдаты, рассыпавшись цепью по берегу реки, отрезали Луковец от Успенской слободы и пошли в наступление на село. Сопротивляться было бессмысленно. Руководители восстания бежали в окрестные леса и скрывались там до ухода карателей. Начались аресты, обыски и допросы. Выступление рабочих и крестьян было подавлено.
   Революционное движение среди крестьян не прекращалось и в 1907 году. Так, в ночь на 5 июня 1907 года в усадьбе Павловское, принадлежавшей дворянам Игнатьевым (Череповецкий уезд), крестьяне подожгли три овина и кочегарку. Во время пожара сгорели сельскохозяйственные машины, всего на сумму 3730 рублей. На усмирение крестьян Череповецкого уезда был выслан из Новгорода батальон пехоты.
   Немалую роль в революционной пропаганде среди крестьянства играли сельские учителя, которые нередко были тесно связаны с политическими ссыльными и местными социал-демократами и успешно использовали свою близость к народу. Некоторые из них, как признавали местные власти, "своей задачей считают не столько дело обучения вверенных их попечению детей, сколько пропаганду противоправительственных идей среди населения”. Особенно плодотворной была работа народных учителей в Череповецком уезде.
   Несмотря на значительную революционную активность крестьянства и передовой интеллигенции Череповца и уезда, организованного рабочего движения в период первой революции в Череповце не возникло. Рабочих было мало, и сосредоточивались они главным образом на небольших полукустарных предприятиях. Большевистские организации в городе больше не существовали.
   Накануне Великой Октябрьской социалистической революции Череповец был типичным провинциальным городком царской России. В 1913 году здесь проживало 10 тысяч жителей. Промышленность города была представлена всего пятью предприятиями, на которых работало 263 человека. К 1917 году население города увеличилось на 12 тысяч человек, а рабочих из них было 350 человек.
   Неприглядную картину представлял собой дореволюционный Череповец. Улицы утопали в грязи. Большинство жилых домов ничем не отличалось от деревенских изб. В городе не имелось ни водопровода, ни канализации. В жалком состоянии находилось здравоохранение. В городе была только одна больница на 38 коек. Во всем уезде насчитывалось только восемь врачей. Из двухсот тысяч заболевших в уезде в 1913 году обслуживалось врачами и фельдшерами 32 тысячи человек. Неудивительно поэтому, что в 1912-1914 годах, например, из каждых ста родившихся детей умирало тридцать шесть, не дожив до одного года. Да и могло ли быть иначе, если на нужды здравоохранения отпускалось по бюджету в 1913 году 2895 рублей, или меньше, чем по 35 копеек на человека.
   На нужды народного просвещения по городскому бюджету отпускалось около 17 тысяч рублей в год. Вполне понятно, что эти средства не могли обеспечить насущных потребностей населения в образовании.
   Отпуская гроши на здравоохранение и народное образование, городские власти в то же время не жалели средств на строительство церквей, усиленно поощряли пьянство. В Череповце накануне революции было 14 питейных заведений, несколько "увеселительных” мест, а также дом "Новый свет” – место пьяных гульбищ купцов и спекулянтов, восемь церквей и часовен. Для городской знати существовал дворянский клуб.
   Накануне первой мировой войны в городе издавалась газета "Новгородский север”, освещавшая жизнь Череповца, Тихвина, Беловерека и Устюжны, а также газета "Голос Череповца” (бывший "Северный торговый посредник ”). Газеты, однако, не поднимали волнующих общественность вопросов. Страницы их были заполнены объявлениями торговых фирм, провинциальными сплетнями и сообщениями о случившихся преступлениях.
   Уныло и однообразно текла жизнь в дореволюционном Череповце, дремавшем вдали от больших исторических событий.


Источник: http://info.cherepovez.ru/history/revol/
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: lavrentiy (05.01.2011)
Просмотров: 2468 | Теги: краеведенье, старый череповец, дореволюционный Череповец, история череповца, череповец | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новое на сайте

Поиск по сайту

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода

    Статистика

    Все права принадлежат группе "Череповец-Космопоиск" © 2024