Красный террор
ежду убийством
коммуниста А.И. Костюничева и первыми расстрелами, им, якобы,
вызванными, прошло всего четыре дня. Пока решалась судьба тех, кого
только подозревали в участии на покушение, расправились с людьми,
которые не имели никакого отношения к данному делу. Для человеческой
логики это совершенно невероятно, но революционная логика иная:
подозреваемые в убийстве живы и продолжается над ними следствие, а
невинные люди — заложники, произволом объявленные врагами, расстреляны
на четвёртый день. Ещё несколько человек внесены в список следующими
жертвами залога.
По поводу ареста заложников Святейший Патриарх Тихон в
Послании Совету Народных Комиссаров писал: "Казнят не только тех,
которые перед вами провинились, но и тех, которые даже перед вами
заведомо ни в чём не виновны, а взяты лишь в качестве "заложников", этих
несчастных убивают в отместку за преступления, совершённые лицами не
только им не единомысленными, а часто вашими же сторонниками или
близкими вам по убеждениям. Казнят епископов, священников, монахов и
монахинь ни в чём невинных, а просто по огульному обвинению в какой-то
расплывчатой и неопределённой "контрреволюционности". Бесчеловечная
казнь отягчается для православных лишением последнего предсмертного
утешения — напутствия Святыми Тайнами, а тела убитых не выдаются
родственникам для христианского погребения..." [21, 252—253].
Цинизм слуг большевизма доходил до того, что если не было
контрреволюционных выступлений, то их провоцировали. А в Кирилловском
уезде было довольно спокойно по сравнению, скажем, с Москвой,
Петроградом, Ярославлем и другими "горячими" регионами. Здесь не было ни
казачьих восстаний, ни крупных помещиков, ни банкиров. Весь так
называемый эксплуататорский класс исчислялся десятком-двумя
предпринимателей мелкой и средней руки и купцов. И вот за провокационным
выстрелом последовало постановление ревтрибунала: "Ответить на убийство
коммуниста Андрея Костюничева красным террором, а именно: кроме наглых
убийц и заговорщиков, подвергнуть расстрелу из числа 52 заложников,
взятых Кирилловской ЧК по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией, более
выдающихся активных контрреволюционеров, 37 человек расстреливать, на
коих имеется особое постановление и список" [20, л. 72]. Список этот
также подшит к судебному делу.
Заметка в кирилловской газете, посвящённая похоронам
коммуниста Костюничева (1) и красному террору, заканчивалась
словами: "За каждую голову честного борца будут снесены ваши головы
тысячами" [22].
15 сентября 1918 г. Череповецким губернским карательным
отрядом на рассвете были расстреляны епископ Кирилловский Варсонофий и
игумения Ферапонтова монастыря Серафима.
Из воспоминаний Белоножковой Авдотьи Лонгиновны, видевшей
расстрел (деревня Карботка Кирилловского района, запись 1985 г.,
рукопись): "Прибежал парень, говорит, что сидите, когда на солдатском
огороде расстреливают? Все и побежали. Горушка Золотуха ступенечками.
Все стоят, а те бегают и говорят: "Не плакать. Плакать не велели". Все
мужчины, одна женщина. Игумения Серафима идёт, ног не подымает, волочёт
без палочки. С палочкой бы полегче. В архиерея двенадцать раз стреляли,
не могли попасть, всё стоял руки кверху. Один подбежал: "Опускай руки, а
то — прикладом!" Молился. Как опустил, так и попали. Расстреляли шесть
человек. <...> Помню одного, кто расстреливал, из деревни
Константиновка, — Алексей Утышев, в тот день и погиб, потонул, страх
взял. Озерцо бездонное. На Золотухе народу было много, никому не велели
плакать. Игумения была в одежде, на уголочке красная буковка. Яму
выкопали, закопали парами".
Послушница Ферапонтова монастыря Александра Арлакова (г.
Белозерск, запись 1984 г., рукопись) в те дни была на сборе подаяний;
когда вернулась, ей рассказали монахини, которые следовали за матушкой, —
её келейница Мария и Александра Самойлова, письмоводительница:
"Приехали люди на лошадях. Матушка перед этим поговела, причастилась,
сидела за столом, ужинала. Они попросились к ней, сказали:
— Матушка, собирайтесь с нами.
— Зачем?
— Затем, что вы нужны в город Кириллов.
Она, конечно, расстроилась. Оделась, поехала с
помощницами. Посадили одну, сказали взять с собой подушку. А на рассвете
в половине шестого повели за город, пешком — на расстрел, за Обшару.
Яма была уже приготовлена. Матушка прихрамывала, шла с палочкой.
Поначалу печалилась, а епископ Варсонофий утешал:
— Ты не скорби, а радуйся. Это очень быстро пройдёт, не
бойся, мы с тобой прямо в Царство Небесное пойдём".
Из рассказа протоиерея Валентина Парамонова (г. Москва,
запись 1993 г., рукопись): "Игумении попали в лицо, размозжило голову. В
епископа Варсонофия, пока он стоял с воздетыми кверху руками, не могли
попасть. Он за всех читал молитвы на исход души. Ему кричали, чтобы
опустил руки, били прикладом. Когда дочитал молитвы, сказал: "Теперь
стреляйте". Двенадцатым выстрелом его убили".
Близким не дали похоронить убитых, их закопали в общую яму. Над телами
расстрелянных надругались, положив по двое: на бедного клали богатого, а
тело епископа Варсонофия положили на тело матушки Серафимы.
В течение двух лет православные испрашивали разрешения
перезахоронить тела убитых, но так его и не добились. Сохранилось
письмо, составленное одним священником на имя главного вдохновителя
красного террора. Читая эти строки, видишь, до какой крайности унижения
было доведено духовенство уже к 1920 г. Приводим его полностью:
"Дорогой наш товарищ, друг народа, Владимир Ильич!
Надежда на Вашу безграничную доброту и справедливость
даёт мне смелость, по заповеди Христа "просите и дастся вам", утруждать
Вас всепочтительнейшею просьбою.
В 1918 г. в сентябре были преданы расстрелу в г.
Кириллове Череповецкой губернии епископ Варсонофий, Ферапонтова
монастыря игумения Серафима и с ними пять человек мирских лиц. Они
лишены были погребения по обряду православной христианской Церкви и
лежат до сих пор в общей могиле, вдали от кладбища, неотпетыми. От лица
монашествующих, духовенства и граждан г. Кириллова, почитавших своего
архиерея — отца Варсонофия, я осмеливаюсь Вас почтительнейше просить,
хотя в виде "амнистии" дать разрешение нам останки этих жертв предать
земле по православному христианскому обряду с переносом на свои
кладбища. Признаюсь, местными властями было дано монахам Кирилловского
монастыря 2—3 часа для перенесения тела епископа в монастырь, но
последние что могли сделать в такой короткий срок?!
Будьте любезны и добры, дорогой наш правитель Владимир
Ильич, разрешите отдать нам свой последний долг своему епископу и иже с
ним.
1920 года 17 октября. Ваш покорный проситель и слуга Ковжской церкви
Череповецкой губернии и уезда. И. д. благочинного, священник Алексей
Колкачский" [23].
На полях письма, кроме штампов делопроизводства, пометы и
резолюции: "Т. Галкину", "Почему не могли перенести?", "Запросить
Череповецкий губисполком обо всех обстоятельствах дела. Есть ли
намерение у Кириллова (неразборчиво) в перенесении (далее
неразборчиво)". Внизу листа штамп редакции "Революция и Церковь", куда
было направлено письмо для публикации и осмеяния.
Просьба православных удовлетворена не была, позже на
месте расстрела и погребения построили свинарник, который стоит там и до
сей поры. (Снесён в 2002 г. – прим. ред.)
Свидетелями происшедшего оказались реставраторы
древнерусской живописи, члены северной экспедиции, направленной в
Белозерье. Из письма А.И. Анисимова И.Э. Грабарю от 4 (17) сентября 1918
г.: "В эту субботу был арестован епископ Варсонофий в момент
возвращения со мною в экипаже из Гориц. На рассвете следующего дня он
был выведен с игуменией Ферапонтова монастыря, двумя горожанами и двумя
крестьянами в поле и расстрелян. Расстрел произвели присланные из
Череповца красноармейцы. Стреляли в спину. <…> Это убийство было
неожиданным не только для населения, но и для местного совдепа, члены
коего говорят, что не они виновны в этой смерти и что последняя легла на
них тяжестью. За те недели две, что я здесь, я не замечал со стороны
Варсонофия какого-либо вмешательства в политику: он занят был только
церковными делами, хозяйством монастыря и был всегда прост, ровен и
внимателен к запросам и требованиям местного совдепа. Уже две ночи
подряд последний даёт разрешение на вырытие тела епископа, игумении и
остальных убитых из ямы, куда они были брошены, и две ночи подряд
являются череповецкие красноармейцы и, отменяя разрешение совдепа своими
силами, заставляют вновь закапывать трупы. Оба великих монастыря
являются сейчас лишёнными какой-либо власти и руководящего заведывания,
что не может не тревожить меня в крайней степени" [24, 94].
Об общей атмосфере тех дней в уезде у членов северной
экспедиции сложились самые мрачные впечатления: "Жизнь здесь, и раньше
невесёлая, превратилась в какой-то кошмар: чувствуешь себя запертым в
тесный зловонный зверинец, где принуждён испытывать все ужасы соседства с
существами, коим нет имени" [24, 94].
Через несколько дней А.И. Анисимов написал И.Э. Грабарю о
положении в Горицком монастыре: "На днях я снова был в Горицах и застал
там великую панику. Несколько человек собрали три окрестных деревни и
предложили им подписаться под постановлением, что монастырь надо
очистить от монахинь, заселить "беднейшими" и прочее в том же роде.
Монахини бросились в город, в "исполком". Им ответили, что местный
совдеп ничего подобного не затевает, но что если они волнуются, то, во
1-х, совдеп сделает по этому делу особое совещание и постарается
защитить их, а во 2-х, пусть они обратятся к моей защите. Из этого Вы
можете усмотреть, как понимает мои полномочия здешний совдеп, но для
меня-то этого очень мало. Необходимо, чтобы коллегия или прислала сейчас
же сюда особое лицо с особыми полномочиями для охраны зданий и
имущества таких монастырей, как Кирилло-Белозерский, Ферапонтовский и
Горицкий, а то и всех церквей этого края, или чтобы она на это время
вручила такие полномочия мне" [24, 94—95]. Но таких полномочий Александр
Иванович не получил, как не получило их никакое иное лицо.
Позже А.И. Анисимов и сам попал в число страдальцев, он
был арестован органами НКВД и отправлен на Соловки, где в 1937 г. его
расстреляли.
Всего полтора года владыка Варсонофий (в миру Василий Павлович Лебедев)
был настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря и одновременно викарием
Новгородской епархии, но успел завоевать глубокую любовь паствы, как
проповедник и миссионер, умелый организатор и смиренный монах.
Родился он в 1871 г. в бедной семье псаломщика села
Старухина Боровичского уезда Новгородской губернии. Отец Павел
Михайлович рано умер, мать Аграфена Ивановна осталась с восемью
малолетними детьми. Закончив Боровичское духовное училище и Новгородскую
семинарию, Василий принял в 1895 г. постриг в Антониевом монастыре,
затем был рукоположен во иеромонаха.
Ещё учась в семинарии, увлекался лекциями по
старообрядчеству, что подготовило его к дальнейшей миссионерской
деятельности. Иеромонах Варсонофий стал миссионером в трёх уездах
Новгородской епархии, участвовал во всероссийских миссионерских съездах.
Необычайным уважением он пользовался у старообрядцев, которые
пригласили его на Первый Всероссийский Поморский собор, проходивший в
Москве в 1909 г.
Известны его миссионерские брошюры: "Беседы с
новгородскими сектантами пашковцами-баптистами" (Новгород, 1909),
"Учение Слова Божия о необходимости молиться за умерших. Неправота и
пагубность учения сектантов-пашковцев, отвергающих молитву за умерших"
(Новгород, 1910).
Определением Святейшего Синода в 1909 г. о.Варсонофий был
утверждён в должности епархиального миссионера-проповедника
Новгородской епархии с возведением в сан архимандрита.
Отец Варсонофий был одним из главных устроителей нового
скита Антониева монастыря в Боровичском уезде, возглавил торжество
закладки Параскевинской церкви в 1913 г., участвовал в освящении второго
скитского храма во имя преподобного Антония Римлянина [2, 5].
В декабре 1916 г. в Новгородском Софийском соборе
состоялось наречение, а 8 января 1917 г. — хиротония во епископа
Кирилловского. 31 января епископ Варсонофий прибыл в Кириллов. Через
несколько дней он посетил Ферапонтов монастырь, оставив свой автограф:
"С чувством умиления и благоговения первый раз посетил св.
Ферапонтовскую обитель, осматривая дивные фрески старины святой" [10, л.
11 об.].
Ничто, казалось бы, не предвещало трагедии. Летом 1918 г.
владыка председательствовал на Кирилловском уездном собрании
духовенства, в конце июня ездил в Новгород на выборы епархиального
совета, создаваемого по решению Поместного Собора, а уже в сентябре
совершилось злодеяние. Владыка Варсонофий обладал даром горячей
проповеди, и народ верующий внимал каждому его слову среди лжи, которую
разливали повсюду. Именно это так раздражало новую власть.
Из воспоминаний И.А. Башнина, приводимых вологодским журналистом
А.Варюхичевым [25] (а вслед за ним это повторяется и в прочих
краеведческих публикациях). "Варсонофий и монастырские старцы
препятствовали изъятию ценностей в пользу голодающих Поволжья (2),
— "вспоминал" позднее один из первых председателей исполкома уездного
совета Иван Александрович Башнин. — Затем архиерей воспользовался новым
поводом для враждебной вылазки — декретом об отделении Церкви от
государства, а школы — от Церкви. Летом восемнадцатого года он собрал
верующих в зимнем Введенском соборе и выступил перед ними с проповедью:
"Большевики отняли школу у Церкви на верную гибель просвещения! Отныне
слово и закон Божий станут недоступны душам детей ваших! Никто не
призовёт их более следовать вечным заповедям Христа. Новые наставники
будут засорять неокрепшие детские умы лживыми, еретическими учениями,
посеют в юных душах смуту, неуважение к старшим, ко всякой
собственности. А потом отринут детей и от семейного очага!.."
Узнав заранее о готовящейся проповеди, И.А. Башнин и ещё
восемь активистов Совета пришли без оружия в собор, чтобы успокоить
народ, сорвать вражескую агитацию.
"Я протиснулся вперёд, — вспоминает Башнин. — И едва
умолк архиерей, шагнул к нему:
— Позвольте, святой отец, и мне слово сказать!
<...>
Но в толпе закричали:
— Долой антихристов из храма! Гоните их!
Мне и рта не дали раскрыть — схватили за локти, стали
тычками в спину буквально перекидывать в сторону выхода <...> Я
тут же доложил обо всём исполкому. Решили усилить наблюдение за
Варсонофием".
В своих воспоминаниях Башнин проводит прямую связь от
проповеди владыки к событиям в доме Костюничевых: "Но тут заговорщики
показали свои волчьи зубы: в августе, через несколько дней после
проповеди архиерея, они убили одного из наиболее активных организаторов
Советской власти в городе и уезде — Андрея Юдовича Костюничева".
Далее А.Варюхичев пишет: "Через некоторое время чекистам
уезда во главе с Евгением Алексеевичем Волковым удалось распутать клубок
белого заговора, который держали в своих холёных руках эсерка Симанова,
архиерей Варсонофий, игумения Ферапонтова монастыря Серафима и другие
главные контрреволюционеры уезда".
По воспоминаниям первого председателя Кирилловской ЧК
Е.А. Волкова, которыми он поделился много лет спустя, приехав в
музей-заповедник, — пишет журналист, — в покоях владыки был произведён
обыск, найдены некий список и оружие в тайнике.
Как видим, после проповеди владыки Варсонофия буквально
за несколько дней был и "распутан клубок белого заговора", и произведён
обыск и арест. Между тем из вышеприведённого письма А.И. Анисимова И.Э.
Грабарю видно, что арестовали владыку в экипаже по возвращении из Гориц —
значит, мнимый обыск произведён в его отсутствие.
Подобное встречалось повсеместно — например, "найденный" у
Новоезерского настоятеля при обыске револьвер "бульдог", послуживший
основанием для закрытия храмов в монастыре, явно был подброшен [27].
Многие подброшенные и потом найденные улики против духовенства
изобретались организаторами красного террора для расправы с теми, в ком
они видели своего обличителя. (с) Е.Стрельникова
(1) В центре Кириллова, в сквере напротив бывшего
райкома партии, стоит памятник коммунисту Костюничеву, захоронение
которого было сюда перенесено спустя 50 лет после описанных событий.
Глубоко символично, что в основание монумента положили плиты, взятые в
не столь отдалённые времена с монашеских могил Кирилло-Белозерского
монастыря. (2) Изъятие церковных ценностей в пользу
голодающих Поволжья началось через четыре года после расстрела владыки.
Источник: http://www.ferapontovo.ru/index.php3 |