[ Главная ] [ Мой профиль ] [ Регистрация ] [ Выход ] [ Вход ]   Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Категории раздела
ДРЕВНИЕ СВЯТИЛИЩА [4]
ИСТОРИЯ [39]
ГЕОЛОГИЯ [7]
АРХЕОЛОГИЯ [5]
РАЗНОЕ [7]

Друзья сайта

Главная » Статьи » КРАЕВЕДЕНЬЕ » ИСТОРИЯ

МЫ НЕ СДАЕМСЯ, ТОВАРИЩ ГЕНЕРАЛ!

Годы Великой Отечественной войны явили бесчисленное множество подвигов граждан нашей страны. Мужество и храбрость русского солдата воспеты в книгах, песнях, фильмах. Героизм проявлялся на поле брани, в тылу, в немецком плену. Именно находясь в концлагере, наш земляк Петр Павлович Кругликов совершил мужественный поступок, который описал в своих воспоминаниях генерал-лейтенант М.Ф. Лукин, волей судьбы оказавшийся с ним в одном лагере. Их знакомство было недолгим, но генерал не забыл смелого солдата. Подробности истории читайте ниже.

Зимой сорок четвертого
     Зимой сорок четвертого года во двор пересыльного лагеря близ Нюрнберга въехал крытый грузовик. Сначала из него выпрыгнули пять эсэсовцев и, ежась от холода, скрылись в здании комендатуры. Затем из кузова через задний борт тяжело перевалился человек в сильно поношенной шинели. На одной ноге у него был деревянный протез. Человек опирался на палку и оглядывал лагерный двор. У барака собрались военнопленные и с любопытством наблюдали за новым узником. Лицо его было изможденное и хмурое. Но пышная с рыжинкой борода аккуратно расчесана надвое – по-скобелевски. Голову человек держал высоко и гордо. Некоторые военнопленные узнали в нем генерала Лукина.
     И вдруг над лагерем раздался громкий голос:
     -  Лагерь, смир-рна-а!

Командарм Лукин
     Вся сознательная жизнь генерал-лейтенанта М.Ф. Лукина была связана с воинской службой. Начинал командовать ротой в царской армии, а в 1929 году был уже начальником отдела штаба Управления РККА. С 1935 по 1937 год занимал должность коменданта Москвы. В 1940 году Михаила Федоровича назначают командовать 16-й армией Забайкальского военного округа. Незадолго до войны его армию перебросили на запад страны, и после нападения немцев генерал Лукин получил распоряжение организовать оборону Смоленска.
     Бои за Смоленск шли более двух недель, измотали и ослабили ударные силы врага, задержали его на длительное время. Однако в конце июля противник взял город в кольцо. Армия получила приказ оставить Смоленск. С большими потерями части 16 армии прорвали кольцо окружения и заняли новую линию обороны. Когда в октябре 1941 года сразу четыре наши армии оказались в окружении под Вязьмой, генералу Лукину приказали возглавить окруженную группировку, отвлекающую значительные силы противника от удара на Москву. 14 октября М.Ф. Лукин был тяжело ранен и попал в плен. Начался его долгий и мучительный путь по концлагерям. 

«Лагерь, смир-рна-а!»
     Так, через три с половиной года генерал Лукин оказался в Нюрнберге.
     -  Лагерь, смир-рна-а!
     Все, кто был на территории, замерли. Из толпы пленных вышел красноармеец и, печатая шаг изодранными ботинками, направился к генералу. Как положено по уставу, он остановился в трех шагах от Лукина и вскинул руку к пилотке.
     -  Товарищ генерал-лейтенант! – осипшим голосом, но как можно громче, рапортовал он. – В лагере находятся советские военнопленные. За истекшие сутки от голода и мучений умерло пятьдесят пять человек. Но мы не сдаемся, товарищ генерал!
     Лукин слушал молча и торжественно. Даже с костылем в руке его фигура сохраняла строгость и достоинство.
     -  Вольно! – скомандовал генерал.
     Красноармеец, сделав шаг вперед, тихо заговорил:
     -  А я вас сразу узнал, хоть и отрастили вы бороду и ноги лишились. Я под Смоленском вас несколько раз видел, служил в дивизии генерала Городнянского. Меня зовут Петр Павлович Кругликов.
     Лукин шагнул к солдату, хотел пожать руку, обнять. Но в это время дверь комендатуры с треском распахнулась, и Кругликову пришлось скрыться за спины товарищей. Потом эсэсовцы долго разыскивали его, но лица они не приметили, а товарищи не выдали.

Командир танка
     Сейчас в Чебсаре и Шексне живут два сына Петра Павловича: Сергей и Анатолий Кругликовы. Они и рассказали о своем отце, ставшем известным не только по одному эпизоду военной поры. Отличился П.П. Кругликов и мирным трудом в послевоенное время:
     -  Родился отец в деревне Глядково Юроченского сельсовета в 1921 году. Вскоре семья переехала в Чебсару, и в 1940 году отец закончил Чебсарскую среднюю школу,  -  рассказывает Анатолий Петрович.
     С тех времен сохранилась старая фотография школьного класса, сделанная незадолго до войны. На пожелтевшем фото деревенские мальчишки и девчонки. Одному из них, Анатолию Григорьевичу Машкину было суждено стать генерал-лейтенантом, летчиком-истребителем эскадрильи «Нормандия – Неман». У его одноклассника Петра Кругликова судьба сложилась иначе.
     13 октября 1940 года Петра призывают в ряды Красной Армии. 7 ноября в 147 отдельном учебном танковом батальоне он принял присягу и войну встретил в должности командира танка.
     Долго бить снарядами по врагу не удалось. 7 июля 1941 года Петр Павлович оказался в плену.

Печальная история
     Вечером военнопленные смогли поговорить с генералом Лукиным.
     -  Ну, а как ты в плену оказался? – спросил М.Ф. Лукин отчаянного бойца П.П. Кругликова.
     -  Длинная история, товарищ генерал. Когда мы прорывались из окружения, я был контужен, но еще мог двигаться. Бродили по лесам, искали, где бы прорваться. Схватили нас. Привели в деревню, где перед нашим приходом фрицы расстреляли группу военнопленных. Потом нас втолкнули в колонну и повели на запад. По пути некоторые выскакивали из колонны к сгоревшим домам, думали какие-нибудь остатки еды найти. Но их тут же расстреливали. В Дорогобуже нас загнали за колючую проволоку. Просто поле и колючая проволока, как загон для скота. Только ж мы-то скот колючей проволокой не огораживали. Еды не дают никакой. Люди умирают. Потом дальше повели. Кто-то коровью шкуру нашел. Опалили мы ее на костре и съели кожу. Где-то, уж не знаю, мы, несколько человек, все-таки выбрали момент, подкопали проволоку и ушли через болота. Думали – всё, спаслись. Найдем партизан и будем драться. Но не удалось. Снова схватили. Теперь вот по лагерям мыкаюсь… -  поведал свою печальную историю Петр.
     К рассказу Петра Павловича его сыновья добавляют, что всего у отца были три побега из плена, но все оказались неудачными. Какое-то время довелось ему быть в одном лагере с генералом Карбышевым. Отправить весточку домой никакой возможности не было. До возвращения из плена родители не знали, жив ли их сын.
     Знакомство генерала Лукина и П.П. Кругликова было недолгим. Через несколько дней генерала перевели в тюрьму в крепость Вальцбург.
     
Возвращение домой
     Михаила Федоровича Лукина освободили в мае 1945 года. Ему были возвращены воинское звание, награды. Генерала восстановили на службе, и в 1946 году он был уволен из армии по состоянию здоровья.
     П.П. Кругликов на момент окончания войны находился в зоне оккупации американских войск и домой вернулся в 1946 году. Началась мирная жизнь.

Петр Павлович Кругликов на реке Чебсара.
     Трудовая биография Петра Павловича неразрывно связана с сельским хозяйством и партийной работой. Работал на разных должностях в совхозе «Чебсарский», с 1957 по 1960 возглавлял сельхозотдел районной газеты «Ударная бригада». В 1960 году был утвержден инструктором Чебсарского РК КПСС, а в 1966 году стал секретарем парторганизации совхоза «Чебсарский».
     В те времена совхоз подчинялся не директору, а напрямую райкому партии, и директор принимал все хозяйственные решения совместно с секретарем. Одним словом, секретарь парторганизации совхоза был как замполит в армии.
     Работал, женился, вырастил троих детей. Войну вспоминал лишь на митингах и выступлениях перед школьниками, но в конце шестидесятых годов произошло событие, напомнившее ему о том давнишнем лагерном случае и мимолетной встрече с генералом Лукиным.
    
25 лет спустя
     В 1969 году, незадолго до своей смерти, генерал Лукин написал в самый популярный журнал того времени «Огонек» письмо, в котором рассказал о том эпизоде в Нюрнбергском лагере. Через журнал Михаил Федорович попросил откликнуться солдата, который не побоялся немцев и скомандовал лагерю «Смирно!».
     Увидев заметку, Петр Павлович пришел к своему соседу Виталию Сакову и говорит: «Смотри, про меня написано».
     -  Кончай врать,  -  по-деревенскому просто ответил дед Витя.
     П.П. Кругликов при нем написал в «Огонек» письмо, которое появилось в следующем номере.
     Так они нашли друг друга спустя 25 лет. Лично встречались всего два раза. Одна такая встреча произошла при следующих обстоятельствах. Каждый год Петр Павлович ездил лечиться в Крым. Однажды в санатории он серьезно заболел гриппом. В срочном порядке выехал домой, но в пути стало еще хуже. В Москве он сошел с поезда и позвонил Лукину. По распоряжению генерала на вокзал приехала спецмашина, и Петра Павловича отвезли в госпиталь, где за три дня поставили на ноги.
     М.Ф. Лукин умер 25 мая 1970 года. Сыновья помнят, как отец сказал:
     -  Лукин умер, и я долго не протяну. Так и получилось.
     Своего боевого товарища Петр Павлович пережил на два года и умер 20 июля 1972 года.

Героев не забывают
     Есть такое выражение, что человек жив до тех пор, пока о нем помнят.
     В 1988 году исполком Смоленского городского Совета народных депутатов присвоил М.Ф. Лукину звание «Почетный гражданин города-героя Смоленска» (посмертно). Его именем названа улица.
     1 октября 1993 года М.Ф. Лукину за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Похоронен генерал в Москве на Новодевичьем кладбище.
     Петр Павлович Кругликов покоится на чебсарском погосте.
     -  Отец был заметным человеком на ответственной должности. Бывало, совершу в юности хулиганский поступок, а меня укоряют: ты вспомни, кто твой отец был. С 1980 года работаю в Шексне и поныне встречаю людей, которые его хорошо помнят и отзываются добрым словом,  -  рассказывает А.П. Круликов и размышляет:  -  Если судить по современным фильмам, то можно подумать, что все, кто были в плену, непременно считались предателями. Вот два примера, опровергающие вымыслы режиссеров. Генерал Лукин, который провел в немецких лагерях почти всю войну, но не перешел на сторону врага – герой России. Наш отец по возвращении домой работал на высоких должностях, а в его трудовой книжке есть такая запись «С 13 октября 1940 года по 20 февраля 1946 года – служба в Советской армии».
Алексей ДОЛГОВ.
http://zwezda.net/?tnew=40



Источник: http://zwezda.net/?tnew=40
Категория: ИСТОРИЯ | Добавил: lavrentiy (20.12.2009)
Просмотров: 2359 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Новое на сайте

Поиск по сайту

Онлайн
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Погода

    Статистика

    Все права принадлежат группе "Череповец-Космопоиск" © 2024