РАССКАЗЫ ОБ ОБЩЕНИИ С УМЕРШИМИ ПРЕДКАМИ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
(На материале, записанном в фольклорной экспедиции филологического ф-та СПбГУ в Вашкинском р-не Вологодской обл. в 2003 году.) Хотина С. В.
Не пускай домой, он всё равно придёт. <Придeт? И к вам приходил?> А как. <Во сне?> На самом деле. Не секрет, что многие участники полевых экспедиций, особенно начинающие, стараются предварительно продумать тему интервью, прямо или косвенно направить информанта в нужное для них русло. В процессе работы меня интересовала устная фольклорная проза и народные представления, в особенности рассказы о сновидениях и прочих способах контактов с потусторонним миром. Так, например, задавался вопрос про несчастную минуту (см. Горлова Е. В. Несчастная минута), про то, что нужно делать, чтобы покойники не беспокоили и т.д. Заслуживающим внимания показался тот факт, что значительное количество текстов мы не ожидали получить в ответ на наши вопросы. Информанты часто по собственной инициативе начинали повествование об этих сновидениях. И, особенно если речь шла об их личном опыте, повествование было достаточно напряженным. Приходилось слышать, что рассказчик помнит все, «как сейчас», что он «никогда этого нет забудет». Итак, почему так часты и важны для информантов эти тексты? Несомненно, общение в сновидении с умершими предками является уникальным и запоминающимся опытом. Вот некоторые признаки сновидений, которые, как это показал исследователь Д.Руднев в своей работе «Сновидение и бытие», доказывают их событийную природу. Эти сновидения модально окрашены, т.е. изменяют нечто важное в человеческой жизни. От него остается свидетельство, закрепленное в материальных знаках. Вот почему сновидение нужно обязательно рассказать. К тому же этими предками являются самые близкие в прошлом информантам люди: матери, крестные, мужья, жены, дети, дяди. Но, должно быть, рассказы об этих сновидениях имеют не только лично значение. Исследователь А.А.Панченко, говорит о том, что сновидческий опыт становится достоянием общества в том виде, в котором он может быть пригоден для социального использования. И интересно поставить вопрос о функции данной группы сновидений. Так как нас интересует именно рассказ о сновидении, не будем разграничивать рассказы информантов об их личных сновидениях и пересказы ими чужих историй. Тем более что единственным источником сведений о том, что видел рассказчик, для нас является устный текст.
Рассмотрено 10 текстов. В шести случаях информант рассказывает о сновидении, в котором ему являлся умерший предок с просьбой или предписанием. В трех — проявления умерших предков связаны с их заботой об оставшихся в этом мире.
(Сразу после рождения четвертого ребенка, дочери, у Марины Николаевны умер муж).
Муж-то помер, так я все.. Он мене как снился, все время я его, как только ложуся спать, он все в глазах. Дак я его наваливаю, ему наваливаю, что у меня эти -хватит. Хоть убери у меня деуку-то. Он гыт: «Тебе, деука, самой пригодится».
Вот пока мене тут не сн… не сделали ниче вот, тоску не сняли, так он ко мне все время ночью так. Я его не … Проснуся, так знаю, что он умер. А я с им разговариваю. А потом что: «Умер — да как ты зашел-то?» Я все перекрещусь, все дырки и сылки<неразб.>, крестик крестиньки перекрещусь.
<А что, тоску сняли?> Дак скучала дак. <А кто тоску снял?> А тут старуха была одна вот это у нас в деревне. Я выхожу на сени — меня это старуха друга принесла этой воды, меня прыснула, дала попить. И с той поры я легла спать. Только жду, что вот у меня тут два окна: вот это окно и было тут холодильника. Так я жду, скажи… У меня во сне не скажу, что я жду, что я жду его, что вот должен идти он сейчас. Жду, вот приходит. Скажи, вот у меня во сне все приходит, я гляжу — приходит вот на крылечко и сидит. Ведь в этом же, в чем похоронен. Я и говорю, в окошко-то гляжу: «Че в избу-то не заходишь?» «Сама виновата!» После этого больше ни разу не приснился. Все сны помню. Все. Никогды не забуду. «Надо че-то делать „,-говорит. Вот потом меня тут, “че не заходишь-то» — «сама виновата».
<А так все один и тот же сон Вам снился?> Все время. Вот как похоронила, так две недели ко мне все ходил. Ходить стал. Вот все приходит, на кроватку со мной ложится. «Я, — гыт, — ты деуку-то хоть тихонько, ты с деукой-то…» Я это во сне все, во сне… Я потом-то проснусь и почувствую, что он мертвый. «Ты, — гыт,- я, -гыт,- тебе буду помогать». Вот верно, верно здоровья еще Бог дал. Мине вот 80 27-го исполнится. И он, наверно, мне помогал, наверно. Я не думала, что выращу робят.
(03-07-14, Вологодская обл.,Вашкинский р-н, Островский с/с, Остров, с. Записано от Марины Николаевны 1923 г.р. , Босово, д. Записали Каретникова А. С., Мариничева Ю. Ю., Хотина С. В.)
В шести случаях информанты сами объясняют причину явления умерших или рассказывают способ их нейтрализации.
А. А. Панченко отметил, что сновидение становится достоянием общественного сознания, пройдя через систему коммуникативных фильтров, которые отсеивают незначительные для данной традиции элементы. Это становится очевидным, когда сравниваешь рассказы о сновидениях данного типа с рассказами о вещих снах. Рассматриваемые сны не обладают развернутой образностью. Здесь важно не как, а что сказано; не образы, а события. Очевидно, что существуют механизмы, конструирующие этот сновидческий опыт. Можно выделить структуру рассказа, отдельные части которого могут выпадать: - Предсмертное предписание в связи с предчувствием близкой кончины - Смерть - Похоронный обряд «Не-норма» (тоска, проявление умершего предка) Причина «не-нормы» (нарушение обряда, нарушение предписания). Возвращение к «норме» (выполнение требования, принятие мер: снятие тоски). При этом хочется отметить, что в рассмотренных текстах отсутствует повествование о том, как дальше складывалась жизнь рассказчика. Общим для всех текстов является то, что проявление умершего предка было вызвано какими-то неверными действиями. Хотя в ситуации, приведенной в предыдущем тексте, он не предъявляет претензий и не просит ничего исправить, вернуть все на круги своя помогает только снятие тоски. Таким образом, причиной явления покойника является чрезмерная тоска родственников по нему. В подтверждение тому можно привести ряд подобных тестов, записанных отдельно от рассказа о сновидении. Если он (покойник) ходить будет, он тебя задушит. Не надо чтобы ходил, если помер там, лежит, там не ходи. Нельзя. Чтобы домой не ходил. Если будет домой ходить нечистая сила, тебя задушит.
<А бывает, что ходит?> Бывает, что ходит. Вот, которые плачут все время, и начнет ходить. (03-07-12,Вологодская обл., Кадуйский р-н, Барановский с/с, Рыканец д. Записано от Березиной Екатерины Гавриловны 1926 г.р., Семеновская д. Записали Горлова Е. В., Борисова И. Ю.)
Говорят, что плохо, когда покойник ходит. <Почему?> А вот не знаю. <Что надо сделать?> Надо, верно, чтобы чего-то старушки знали. Есть ведь и знают. <Сам не справишься, нужно к кому-то обращаться?> Ну, дак к другим. Раньше говаривали, что ходит, ходит — надо скорее, тоскует, дак ходит. А своя кровь себя бунтует. Я так думаю. Станет думать, думать, думать — как тебе не покажется? Не знаю, у меня дак не бывало.
(01-07-23, Вологодская обл., Вашкинский р-н, Ухтома, с. Записано от Филатовой Анны Павловны 1919 г.р., Киснемский с/с. Записали Иванова Е., Самойлова Е.)
В следующем повествовании печаль дочери по умершей матери как бы материализуется в ином мире. Это убеждает в прямой связи поведения и чувств лиц, которым необходимо совершить обряд, с существом, переход которого в иное состояние полностью от них зависит.
«Скоро у тебя вода кончится? Или не скоро?» <Это она вам сказала?> Она. «Скоро у тебя вода кончится или не скоро? Я вся в воде лежу». Это в моих слезах. <Так ей не понравилось, да?> Так это уж сырой лежать, дак. Она ж в моих слезах лежит-то, вот.
(03-07-22, Вологодская обл., Вашкинский р-н, Островский с/с, Мосеево, д. Записано от Ивановой Лидии Константиновны 1936 г.р., Мосеево, д. Записала Мариничева Ю. Ю.)
Излишняя опечаленность родственников («вот она вот на этой койке спала, я больше нигде не находила места, все сорок, сорок дней я по избе проходила и проплакала») не позволяет душе человека спокойно перейти в другой мир. Нужно отметить, что этот эпизод происходит ночью, на сороковой день после смерти матери. Эта печаль могла бы помешать переходу из мира живых в мир мертвых, не дать обряду завершиться, нарушить его.
В следующих текстах причиной контакта умершего предка с родными также являются неправильные действия последних. <А бывает, что в гроб что-нибудь кладут?> Знаешь, миленькая, это знаешь чего, это бывает — вот одели что-нибудь такое и похоронили и ему, знаешь, что-то это, и приснится, что так и так, и бывает, что кладут. Другой покойник умрет, так с этим покойником туда знаешь. Это одну женщину похоронили и ей коротковато платье, так вот сшили оборку из такого же материала, и с другим человеком туда уложили и послали, что: «Я хожу и мне коротко». <Это сон такой был?> Да, сон.
(03-07-12,Вологодская обл., Кадуйский р-н, Барановский с/с, Рыканец д. Записано от Березиной Екатерины Гавриловны 1926 г.р., Семеновская д. Записали Горлова Е. В., Борисова И. Ю.)
Если восстановить событийную последовательность, то получим следующее: похоронный обряд — «ненорма» — причина «ненормы» — возвращение к «норме».
Дом сгорел у йих да это, дом сгорел. Вот дом сгорел, мальчик, мальчик сгорел в доме брат. Пяти годов мальчик сгорел. Нашли косточку и косточку эту похоронили. Ниче не клали, никакого ни платьица, ниче — все равно пти годов — ниче. Ей вот и приснилося, что, ить она была жива, ей приснился сон. Что Юрка: «Ты пойдешь ко мне, дак мине штаны принеси. Я бегаю здесь голый, петырышка лягается, все хохочут». Юрка так… А она потому, что гыт: «Мама, че, гыт, делать? Придется, гыт, снести». «Так не велики-то штанчики-то, снести туды». Могилку зако…скопнули да закопали.
(03-07-13, Вологодская обл., Вашкинский р-н., Островский с/с, Мосеево, д. Записано от Беловой Александры Дмитриевны 1930 г.р., Андреевский с/с, Еськино, д. Записали Каретникова А.С, Мариничева Ю. Ю., Хотина С. В.)
Как мы видим, данное повествование точно укладывается в ту же схему. В следующем тексте лишь добавляется один элемент — предсмертное предписание.
И вот мне снится сон. Вот, девки, не поверите. Сколько годоу в войну не знаю второй год то дело было ли. Я дежурила дак. Против диванчика легла да уснула. Мине и снится. Она болела крестна моя, отца сестра родна, мине тетя будет. Наказыват: «Я, гыт, до че худа. Девки, мне только вот это платье оденьте тоненькое, оно выношено, серенькое в клеточку». А одна дочка и говорит: «Мама, я одену вот это платье на тебя». Как вот колокольчики-то трава-то ести, такой цвет. Оно бледно тако, а узор в аккурат такой. «Так, девки, сейчас война, вы, гыт, возьмите». А вторая дочка приехала. И она уж у нас, вымоли, укладена умерла. Так над ей ревела все: «Мамушка, это, вот это я принесла». Вот мы ей похоронили, я все вечером-то прихожу да взяла да прилегла и уснула. Такие деревья тут стояли против этого магазина, наверно, тополь выше этого от. Мине и снится. Я ей вижу, с ей разговариваю. Говорю: «Крестна, уж тебе, говорю, нравится? Девки хорошо тебя одели». Она и гыт: «Нет, матушки, матушка Настенька, мине не нравится. Зачем лишнее платье, а пальто, зачем мине это пальто, гыт, одели?» Прежно сукно, знаете, этакое хорошо. Пуговицы большие. «Это Капа либо Валя хоть бы это пальто… Где они теперь возьмут?»
(03-07-11, Вологодская обл., Вашкинский р-н, Островский с/с, Большая Чаготма, д. Записано от Сизовой Анастасии Васильевны 1918 г.р., Андреевский с/с, Угловая, д. Записали Мариничева Ю. Ю., Хотина С. В.)
В данном тексте рассказчик не сообщает об исправлении ошибки. Итак, элемент, встречающийся во всех этих повествованиях — это контакт с умершим предком. Иногда он сопровождается страхом и т.д. Рассказчик, так или иначе, осознает причину происходящего, или это отражается в общих высказываниях. И этот неожиданный контакт всегда является следствием несоблюдения обрядности. Причем способ разрешения «не-нормы» не так важен.
Можно предположить, что рассказы о подобных контактах с умершими предками каждый раз иллюстрируют, как негативно отражается несоблюдение обряда на равновесии двух миров. Таким образом, функцию, которую выполняет в социуме рассказывание подобных историй, можно определить как превентивную от нарушений обрядности и неожиданных проявлений умерших предков и регулятивную, т.е. обеспечивающую правильное проведение обрядов. Это знание проявляется в вербальной коммуникации, и его воспроизведение часто является бессознательным. Именно так и поддерживается равновесие между двумя мирами. http://www.folk.ru/