Если
вы собрались в поход к духам...
Полтергейст
случается нечасто. Но и не редко. Правда, в 9 из 10 случаев сказать с полной
уверенностью, что то или иное явление объясняется полтергейстом (то есть, явно
не объясняется природными или человеческими факторами), лично я не могу. Но в
любом случае, наша исследовательская группа выезжает на место происшествия.
Наша исследовательская группа - все мы вам уже знакомы по статьям - Валерий
Николаевич Трофимов, врач-психотерапевт, он обычно беседует со свидетелями,
ведет рабочий журнал; Борис Михайлович Марченко, кандидат технических наук, он
проводит измерения электромагнитных полей, иногда старается наладить контакт с
"духом" путем перестуков (как самый опытный из нас в этом вопросе);
и, наконец, я, Алексей Богдановский, аспирант-физхимик, обычно пытаюсь
идентифицировать запахи, реконструировать картину возгорания и отвечаю за
фото-видео-аудиофиксацию происходящего. Это, конечно, "списочный"
состав. В зависимости от серьезности случая, нас может быть от двух до пяти человек.
К
чему я это?
Да
к тому, что и вам, дорогой читатель, возможно, придется или уже приходилось
создавать подобную группу - обследовать свой, местный полтергейст, написать о
результатах хотя бы нам, в "Аномалию". А вдруг "барабашка"
поселится у вас или у ваших знакомых?
Кроме
того, небольшой рассказ о том, что делать на полтергейсте, возможно поможет вам
"отделить зерна от плевел" когда вы смотрите, читаете или слышите,
соответственно, фильмы, статьи или лекции на эту тему.
Сразу
скажу, что здесь я рассматриваю вопрос исследования явления, не касаясь вопроса
помощи жертвам полтергейста, поскольку этим в нашей группе занимаются другие.
Но
перейдем к делу.
В
практике редакции газеты все обычно начинается с телефонного звонка. Первое
правило: записать телефон, фамилию имя, отчество звонившего и коротко (в 5-10
строк) происходящее. Затем назначить дату повторного звонка (он необходим,
поскольку членам экспертной группы нужно согласовать удобную дату визита) и
попросить звонившего перезвонить еще раз, на всякий случай.
Если
имеются звуковые проявления (стуки), а у хозяев есть магнитофон, попросите их
провести запись. Конечно, в кассете только 45 минут с каждой стороны,
но за несколько дней у них гораздо больше шансов записать звук, чем у зашедшей
на несколько часов экспертной группы. А звук можно идентифицировать, попытаться
определить его природу. Еще лучше, если у хозяев есть видеокамера.
Просить
людей не убирать следы погрома, возгорания? Желательно, но не всегда это
удобно. Обгоревшую вещь лучше положить в чистый полиэтиленовый пакет и оставить
в надежном месте.
Если
появляется вода, - попросите собрать ее в чистую посуду.
Не
ходите по одному. Затем нужно определить состав группы. Первый визит экономичнее
всего совершать вдвоем. В полном составе можно сходить на место происшествия и
в другой раз: с одной стороны, полтергейст процесс не быстрый, с другой - все
равно неизвестно точно, какой специалист потребуется. Выяснится, например, что
странные звуки объясняются просадкой дома - это уже вопрос к строителям, к
геологам, а не к физикам. Одному идти не следует с точки зрения физической и
юридической безопасности: и лишний свидетель на случай скандала в коммунальной
квартире, и первую помощь оказать, если вдруг (сам я, правда, с таким не
сталкивался) шкаф упадет на голову. Да и лишние глаза не повредят. Желательно,
чтобы один из двух имел психологическое образование (психолог, психотерапевт,
психиатр, педагог, следователь, социальный работник) или хорошие навыки работы с
людьми, успокаивающей беседы, поскольку хозяев "шумной" квартиры в
любом случае надо успокоить и сориентировать на определенное поведение по
отношению к непонятному явлению. Об этом, впрочем, Валерий Николаевич Трофимов
очень подробно говорил в "Аномалии" N 16. Второму желательно быть
фотографом или, лучше, видеооператором, чтобы не упустить безвозвратно
аномальные проявления. Так что выбор людей для первого визита отнюдь не широк.
В
любом случае не стоит приходить более чем впятером. Это создаст хозяевам
слишком много неудобств.
Теперь
о технике (не той, что "нужна бы", а той, что доступна).
Впрочем,
не будем замыкаться только на опыте экспертов "Аномалии". К тому же,
и нам не раз приходилось сожалеть о безвозвратно потерянной информации. Если
конкретно, я опираюсь на великолепную статью Ричарда Соувэла в октябрьском
журнале "Fate" (США) и интервью, записанные в Фонде парапсихологии
им. Л.Л. Васильева, которым руководит проф. А.Г. Ли.
Сразу
нужно договориться, какую цель мы преследуем: доказать другим, что по такому-то
адресу был реальный полтергейст, или убедиться в существовании аномального
явления самим, при этом, по возможности, изучив его свойства. Первая задача,
конечно, включает вторую, но требует несравненно больших усилий.
Используйте
подручные средства. О полтергейсте мы говорим, когда наблюдаются
самопроизвольные перемещения предметов или звуки неясной природы.
Соответственно, нужны кино- или видеосъемка. Тот, кто когда-нибудь возился с
кинокамерой, сразу скажет, что последняя удобнее. К тому же, любительские
видеокамеры сейчас подешевели - от $200 и выше. Звуки (и разговор с хозяевами
квартиры) можно записать на диктофон. Однако любительская видеокамера имеет
встроенный микрофон с узкой диаграммой направленности. Направив объектив в
точку, из которой доносится звук, вы и зафиксируете с хорошим качеством звук, и
покажете место, из которого он исходил.
Фотоаппарат
помогает очень редко. Фотография статична, а перемещение предметов - это
динамика, фильм. Интересно сфотографировать рисунки, проломы, следы возгораний
- чтобы рассмотреть на досуге, показать специалистам, представить в газету...
Бывают и очень аномальные объекты, типа будильника в неповрежденной пластиковой
бутылке, - помните, в N 18 за 1996 год?
Даже
увидев качественную фотографию, но в отрыве от надежных свидетельских
показаний, скептик усомнится - не подделка ли? И будет прав: доказательная сила
"голого", без подробных комментариев, фото невелика. Зато эксперты
будут уверены, что не стали жертвой коллективной галлюцинации...
Даже
если есть видеокамера, фотоаппарат лучше взять. Электроника - вещь ненадежная.
А механическая камера, типа "Зенит-12СД", "Киев-19",
"Pentax K-1000" (особенно последний), ломается крайне редко.
Зеркальный фотоаппарат лучше, чем дальномерный. У "ФЭДа" в спешке
забудешь открыть оъъектив, или перехлестнешь ремешок вблизи объектива - в
видоискателе все хорошо, а на пленке - брак который подчас, принимают за
проделки духов. А у "Зенита" что в видоискателе, то и на пленке.
Пленку
лучше взять черно-белую и высокочувствительную не менее 500 единиц. А лучше -
Neopan-800, который при проявке можно "вытащить" и на 3200 ед. ГОСТ.
Снимать же без вспышки при искусственном освещении. Вспышка имеет свойство не
срабатывать или давать тени и блики в самой важной точке кадра (как на той
самой бутылке с будильником из N...).
Звук
может быть подвергнут осциллографическому анализу. В 1989 году такую работу
провел кандидат технических наук Сергей Петрович Кузионов (тем, кто читает
"Аномалию" с 1991 года, это имя знакомо). Хорошей фотографии
осциллограмм в редакционном архиве не нашлось, поэтому я сделал кальку. Сравнив
спектр аномального стука с известными звуковыми явлениями, можно сказать немало
интересного и даже сделать заключение: с вероятными природными источниками он
не идентифицируется. А ведь иногда полтергейст способен к членораздельному
разговору (о чем Б.М. Марченко писал в N 16)! Доказательная сила такой пленки,
прошедшей экспертизу, может быть очень велика. А провести анализ звукового
спектра тем или иным способом можно в любой приличной компьютерной фирме,
работающей со звукозаписью, за 50-100 тысяч. Недешево, но полученная информация
может стоить дороже, и в плане публикации, и в плане имиджа исследователей.
Третий
по важности инструмент исследования полтергейста - ручка и бумага. Само собой
разумеется? Иной раз, читая описание полтергейста, хочется ругаться...
Первая
логическая ошибка, которая постоянно обнаруживается и в газетных статьях, и в
письмах очевидцев, - отсутствие ссылки на первоисточник сведений. Например, написано:
из закрытого шкафа вылетает посуда. Чтобы рассказ из байки превратился в сообщение,
нужно четко указать: видели ли это только хозяева квартиры, и кто именно? Кто
еще находился в квартире в момент наблюдения? Если явление происходило в присутствии
экспертов, нужно указать, кто конкретно что наблюдал. Ведь один мог видеть
полет, скажем, чашки, а другой - только осколки. Безусловно, важно указать, кто
из людей в каком месте находился в момент события.
Вторая
логическая ошибка: описываются выводы, а не наблюдения. Продолжим тот же
пример: "Из закрытого на ключ буфета на кухне полтергейст выбросил чашку,
которая влетела в гостиную и разбилась". Приведенная фраза - это один из
возможных выводов из тех событий, которые наблюдали исследователи. Реальную
картину наблюдений из него реконструировать почти невозможно. Соответственно,
читатель или слушатель не может судить о квалификации исследователей, и доверие
к написанному уменьшается.
Чтобы
описание было полным, его необходимо строить примерно так.
Эксперт
А: "В 10.40 (по ручным часам) я сидел в кресле (указано на плане) и разговаривал
с хозяйкой. Внезапно услышал звон разбитой посуды и обернулся. У входа лежали
осколки фарфоровой чашки. По словам хозяйки, чашка должна была находиться в кухонном
буфете. Я перешел на кухню и убедился, что буфет был закрыт на ключ. Ключ находился
в положенном месте (указать, в каком). Открыв буфет, мы нашли (перечислить). В
момент события хозяин и хозяйка находились (указать на плане), эксперт Б находился..."
и т.д. Далее свои наблюдения записывают остальные. Теперь мы можем либо уверенно
сказать, что имели дело с аномальным явлением, либо усомниться в реальности
полтергейста в этой квартире.
Профессионалу
Четвертый
вид приборов - это приборы специальные, которые могут быть либо у экспертной
группы, либо у знакомых физиков, электронщиков и т.д. Это индикаторы различных
полей: статических магнитных, статических электрических, электромагнитных
радиодиапазона, СВЧ-диапазона, инфракрасных... Здесь каждому доступен только
компас - для обнаружения сильных магнитных полей. Для обнаружения электростатических
и электромагнитных (от 50 Гц до десятков мегагерц) наша группа применяет
компактный индикатор, разработанный Б.М. Марченко, - антенна, выведенная на
базу полевого транзистора, затем усилитель и светодиод.
Очень
хорош был бы компактный прибор для поиска "жучков" - скрытых радиомикрофонов.
Но дело упирается в сотни долларов. Это оправдано в рамках научной работы или
профессиональной охоты за аномальными явлениями. Здесь могут помочь два прибора
московской фирмы "Нова". "ИПФ-Ч" - сканирующий приемнмк,
определяющий направление на источник радиоизлучения, амплитуду сигнала
(чувствительность - 1 мкВ) и рабочую частоту (диапазон 30-1500 МГц).
"ПСЧ" ловит низкочастотные электромагнитные поля (200 Гц - 100 кГц) и
инфракрасные излучения. Лучше (но дороже) западный сканирующий приемник
Xplorer, совмещающий функции двух описанных приборов, к тому же имеющий память
и сопрягаемый с компьютером.
Что
касается других приборов - магнитометра, тепловизора, видеокамеры длительного наблюдения
- это все много весит и дорого стоит, соответственно - по возможностям. Если
почитать различные статьи, то выяснится, что исследователи несут на
исследование интересного случая все, что только могут найти.
Немалую
помощь при исследовании аномальных явлений могут оказать и операторы биолокации,
экстрасенсы, ясновидцы... Но в этом случае техника работы очень отличается от
работы с приборами. Так что продолжение - в номере 24!
Аномалия. 1997. 20 ноября (№ 22).
Источник: http://pressa.spb.ru/newspapers/anomal/arts/anomal-154-art-19.html |