Журналист А. Виноградов из города Череповца на Украине напечатал в 1995
году в одной местной газете интересную статью о загадках череповецкого «живого»
болота. А. Виноградов поначалу категорически не поверил тому, что рассказывали
ему люди о том болоте, нынче изрядно высохшем. Он лично отправился на болото,
дабы убедиться в «заведомой лживости всех этих глупых россказней».
И убедился, к собственному изумлению,
в обратном.
Вот рассказ журналиста об ощущениях,
возникших у него на пусть и подсохшем, а все-таки все еще «живом» болоте —
месте воистину более чем странном:
«Это очень страшно. Представьте:
неожиданно начинаете чувствовать слабость, безразличие, полную апатию. Потом
замечаете за собой даже легкое отупение. Появляется чувство «бредомании», а
несколько позже — ощущение полной зависимости от чего-то властного и страшного.
В последний момент вы неожиданно догадываетесь, что это проклятое «живое»
болото начинает подчинять вас себе. Хотите вырваться из его гипнотических объятий,
но не можете сделать этого... «Я убедился на себе самом в том, что наша
череповецкая топь почище самых страшных английских с их «хорошей родословной»,
которые кишат «вампирами», «утопленными рыцарями» и «прекрасными дамами»...»
Исторических материалов, связанных с
чудесами, творящимися на череповецком болоте, разыскал А. Виноградов немало.
Это и дневники, и судебные сообщения, и газетные заметки, и пространные диагнозы
психиатров, и жутковатые по содержанию письма о «болотных чудесах» знаменитого
художника Василия Верещагина. Даже в стихах больного рассудком и не менее
знаменитого Константина Батюшкова содержится информация о,«чертовщине»,
творившейся в прошлые века на этом болоте.
Установлено совершенно точно: в
Череповце и прилегающих к болоту окрестностях происходило в три-четыре раза
больше самоубийств, чем в среднем по России. Официальная статистика конца XIX —
начала XX века свидетельствовала: преступность здесь была в ДЕВЯТЬ раз выше,
чем опять же в среднем по России.
Если самой распространенной формой
самоубийства в стране всегда было повешение, то жители Череповца, кончая с
собой, отдавали предпочтение ругому виду самолишения жизни. В подавляющем большинстве
случаев они наносили себе смертельные черепно-мозговые травмы. Так называемый «первый
документалист и хроникер болота» местный учитель покончил с собой, мазохистски
прорубив самому себе голову топором. Другой самодеятельный этнограф, тоже
местный краевед — мещанин Перфильев — бросился с крыши вниз головой и умер в
страшных мучениях. Старший лесник, живший какое-то время в домике рядом с
болотом, отпраздновал свое повышение по службе зарядом волчьей дроби,
всаженным из берданки в собственный широко открытый рот. Его преемник свел
вскоре счеты с жизнью тем же самым кошмарным способом.
«Были и другие случаи, — пишет
журналист А. Виноградов. — Причем люди убивали себя всегда зверски, раскраивая
тем или иным образом собственные мозги».
Известен, например, жуткий случай,
когда сын сапожника собрался уехать из города и уже дошел до пристани,
находившейся относительно недалеко от болота. Неожиданно он упал на мостовую и
несколько минут бился головой о брусчатую мостовую так, что мозги полезли
наружу из треснувшего черепа. До этого дня у сына сапожника никогда не было приступов
падучей. Он был совершенно нормальным парнем. Однако после его дикой смерти
врачи поставили покойному диагноз: внезапное буйное помешательство. Поводом для
такого диагноза послужила странно-счастливая улыбка на окаменевшем лице
покойника, из раскроенного лба которого торчали наружу серые мозги.
А. Виноградов выдвигает в своей
статье версию, что все эти самоубийцы страдали «болотной зависимостью» —
оказывались жертвами «живого», в некотором смысле разумного череповецкого
болота. Журналист задает риторический вопрос: «Сам ли человек, пытаясь
избавиться от «болотной зависимости», кончал жизнь самоубийством, или же
получал он от «живого» болота четкий приказ покончить с собой? Нам с вами это
неизвестно».
«Живое» болото начало потихоньку
высыхать в двадцатых — сороковых годах нашего века. И параллельно топь словно
бы перестала довлеть над городом — волна зверских самоубийств резко пошла на
убыль. А. Виноградов высказывает такое предположение — понятное дело,
небесспорное: «Насколько я понимаю, нынче у «живого» болота осталась лишь задача
выживания, самосохранения и, возможно, паразитического развития собственного
интеллекта за счет людей-доноров, проживающих в его окрестностях».
Впрочем, «живое» болото изредка
продолжает, по утверждению А. Виноградова, брать время от времени «дань» с
людей и в наши дни.
Недавно случилась возле череповецкого
аэродрома жуткая авиакатастрофа. Молодой пилот, только что пригнавший новенький
с иголочки вертолет из Саратовской области, ночью тайно забрался в этот самый
вертолет, поднял без разрешения наземных служб машину в воздух. Он совершил
круг над подсохшим болотом, а потом накренил машину и на полной скорости
врезался в землю.
Это был не несчастный случай! Пилот оставил записку, в которой сообщал
о внезапно пришедшем ему в голову решении покончить с собой.